
ОСТ: россиян ждет волна резкого повышения цен на такси
С марта 2026 года все такси в России должны будут быть исключительно отечественного производства. Новый закон, который был принят Госдумой 13 мая, поставит под запрет использование иномарок в таксомоторных перевозках.
Согласно новому закону, теперь таксопарки и водители-частники обязаны использовать только автомобили российского производства с определённым уровнем локализации. Эта цифра должна быть не меньше 3,2 тыс. баллов по аналогии с госзакупками автомобилей. Включаются сюда такие марки, как Chery, Exeed, "Москвич", Evolute, а также автомобили с калининградского завода "Автотор" и "АвтоВАЗ".
Для Калининграда, Сибири и Дальнего Востока сроки вступления в силу закона будут сдвинуты. В этих регионах такси на отечественных машинах появится только в 2028 году.
Однако, несмотря на эти меры, возникают вопросы и опасения, как изменения отразятся на бизнесе и пассажирах.
Бизнес против
Это решение не обошлось без споров. С момента первого чтения закона в январе 2024 года бизнес-сообщество и эксперты выразили недовольство, особенно по поводу введения балльной системы оценки локализации. По словам Наталии Лозинской, исполнительного директора Национального совета такси (НСТ), эта система искусственно ограничивает выбор автомобилей для такси, что крайне невыгодно и незаконно для коммерческой отрасли. К тому же, закон не учёл многие предложения, такие как возможность исключения самозанятых водителей, а также отмены балльной системы.
НСТ предупреждает, что последствия могут быть серьёзными: часть перевозчиков уйдёт в тень, сократятся налоговые поступления, а оставшиеся компании будут вынуждены повышать тарифы.
Повышение цен и дефицит водителей
Согласно прогнозам аналитиков, новый закон может привести к уходу до 507 тысяч таксистов с рынка. Для обновления автопарков по новым требованиям понадобится около 289 миллиардов рублей. Стоимость новых машин, которые соответствуют требованиям, в два раза выше стоимости подержанных автомобилей. Это приведёт к увеличению тарифов на такси, особенно в Москве.
Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси, подчеркивает, что дефицит водителей уже ощущается, а с принятием закона ситуация только ухудшится. В результате цены на поездки вырастут, а пассажирам придётся дольше ждать такси.
Безопасность под угрозой
Кроме того, эксперты предупреждают, что новые требования могут повлиять на безопасность пассажиров. Заместитель председателя межрегионального профсоюза "Таксист" Андрей Попков отметил, что автомобили, которые могут соответствовать новым требованиям, окажутся устаревшими и небезопасными. По его мнению, многие машины, которые попадут в такси, не смогут обеспечить нужный уровень комфорта и безопасности.
Реакция агрегаторов
Пресс-службы крупнейших агрегаторов такси, таких как "Максим" и "Ситимобил", тоже не остались в стороне. По их словам, изменения приведут к росту теневого рынка такси и увеличению числа формальных заявок на покупку отечественных автомобилей. В "Максим" отметили, что закон не должен распространяться на личные автомобили частных водителей, так как это совершенно другая экономическая модель.
Дмитрий Коваленко из "Ситимобил" также отметил, что эффект от внедрения нового закона проявится не сразу. Он предупредил, что новые машины не будут пользоваться популярностью у водителей и пассажиров, что приведёт к продолжительному использованию старых автомобилей.
Так, новый закон ставит перед таксомоторной отраслью России немалые вызовы. Пожилые автомобили, рост цен и дефицит водителей — вот лишь некоторые из последствий. Вряд ли это сделает такси доступнее и качественнее для граждан, и придётся ли правительству пересмотреть свои решения, покажет время.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru