Сотрудник ДПС
Сотрудник ДПС
Алексей Ларин Опубликована 14.05.2025 в 16:04

Зачем гаишнику палочка — и почему она такой расцветки? История появления полосатого жезла

Когда вы видите на дороге инспектора с полосатым жезлом, кажется, будто этот аксессуар был с ним всегда. На самом деле у жезла долгая и весьма извилистая история — с идеологическими поворотами, экспериментами и даже встроенными ножами.

Всё началось с белой трости

Жезл как символ регулировщика появился задолго до советской милиции. Еще в 1907 году петербургский градоначальник Даниил Драчевский ввел для городовых специальные белые трости. Они носились в кожаных чехлах и служили для подачи двух сигналов: остановки экипажа и общего замирания всего движения. Газета "Московские новости" писала:

"Постовой-городовой… поднимает трость вверх по направлению запрещаемого движения. Все шоферы по этому знаку обязаны немедленно и беспрекословно остановиться".

Белые трости стали неотъемлемой частью уличной жизни столицы, пока в 1922 году их не сменили новые — ярко-красные с жёлтой рукояткой. Они подчеркивали советскую символику и якобы лучше привлекали внимание. Но их век оказался недолгим.

Перчатки вместо жезлов

В 1933 году жезлы убрали вовсе. Решение властей до сих пор вызывает вопросы: то ли считали, что авторитета милиционера достаточно, то ли просто захотели упростить экипировку. Взамен появились белые перчатки. Форму милиционеров тоже сменили на белую — возможно, самую элегантную в истории.

Сами постовые нововведение не оценили. И не зря: всего через шесть лет, 27 апреля 1939 года, в силу вступил циркуляр НКВД, вернувший жезлы на дороги. Но теперь они стали черно-белыми.

Почему полосатый?

Существует две версии происхождения новой раскраски. Первая — чисто практическая: черно-белый контраст отлично виден в темное время суток. В те годы даже светофоры были поворотными и тоже черно-белыми.

Вторая версия — ностальгическая. Власти якобы вспомнили о царских верстовых столбах и будках на дорогах, окрашенных в эти же цвета. Мол, раз черно-белое ассоциируется с дорогой — пусть и жезл будет таким.

Правда это или красивая легенда — никто не знает.

Жезлы, которых мы лишились

Интересно, что в 1960-х жезлы снова исчезли. В Москве проходил эксперимент: с 1961 по 1963 годы инспекторы регулировали движение без жезлов, лишь с помощью рук и краг. Эксперимент признали успешным, и вплоть до 1969 года инспекторы обходились без привычной "палочки". А затем вернули — уже всерьёз и надолго.

С тех пор жезлы делают из пластика, добавляя светоотражающие полосы или даже подсветку. В 1980-х годах появилась идея "умного" жезла: с фонариком, компостером для прав и даже номерами угнанных машин. Были и курьезы — жезлы со встроенным электрошокером или… ножом.

"Это — не для самозащиты, а, скорее, колбаски после работы порезать", — шутил главный гаишник Курской области Александр Викторович.

Есть и другие жезлы

Не все знают, но у инспекторов ГИБДД есть два типа жезлов: привычный полосатый и дисковый — с красной светоотражающей точкой. Второй использовался в колоннах и должен был привлекать внимание водителей. В России он практически не прижился, но за рубежом активно применяется.

Почему? Возможно, не хотели сбивать с толку автомобилистов. Ведь черно-белый жезл стал не только рабочим инструментом, но и культурным символом. Вспомните хотя бы анекдоты про "продавцов полосатых палочек".

И кто знает, чем бы их заменили, если бы в 1939 и 1969 годах полосатые жезлы не вернулись?

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »