
Зачем гаишнику палочка — и почему она такой расцветки? История появления полосатого жезла
Когда вы видите на дороге инспектора с полосатым жезлом, кажется, будто этот аксессуар был с ним всегда. На самом деле у жезла долгая и весьма извилистая история — с идеологическими поворотами, экспериментами и даже встроенными ножами.
Всё началось с белой трости
Жезл как символ регулировщика появился задолго до советской милиции. Еще в 1907 году петербургский градоначальник Даниил Драчевский ввел для городовых специальные белые трости. Они носились в кожаных чехлах и служили для подачи двух сигналов: остановки экипажа и общего замирания всего движения. Газета "Московские новости" писала:
"Постовой-городовой… поднимает трость вверх по направлению запрещаемого движения. Все шоферы по этому знаку обязаны немедленно и беспрекословно остановиться".
Белые трости стали неотъемлемой частью уличной жизни столицы, пока в 1922 году их не сменили новые — ярко-красные с жёлтой рукояткой. Они подчеркивали советскую символику и якобы лучше привлекали внимание. Но их век оказался недолгим.
Перчатки вместо жезлов
В 1933 году жезлы убрали вовсе. Решение властей до сих пор вызывает вопросы: то ли считали, что авторитета милиционера достаточно, то ли просто захотели упростить экипировку. Взамен появились белые перчатки. Форму милиционеров тоже сменили на белую — возможно, самую элегантную в истории.
Сами постовые нововведение не оценили. И не зря: всего через шесть лет, 27 апреля 1939 года, в силу вступил циркуляр НКВД, вернувший жезлы на дороги. Но теперь они стали черно-белыми.
Почему полосатый?
Существует две версии происхождения новой раскраски. Первая — чисто практическая: черно-белый контраст отлично виден в темное время суток. В те годы даже светофоры были поворотными и тоже черно-белыми.
Вторая версия — ностальгическая. Власти якобы вспомнили о царских верстовых столбах и будках на дорогах, окрашенных в эти же цвета. Мол, раз черно-белое ассоциируется с дорогой — пусть и жезл будет таким.
Правда это или красивая легенда — никто не знает.
Жезлы, которых мы лишились
Интересно, что в 1960-х жезлы снова исчезли. В Москве проходил эксперимент: с 1961 по 1963 годы инспекторы регулировали движение без жезлов, лишь с помощью рук и краг. Эксперимент признали успешным, и вплоть до 1969 года инспекторы обходились без привычной "палочки". А затем вернули — уже всерьёз и надолго.
С тех пор жезлы делают из пластика, добавляя светоотражающие полосы или даже подсветку. В 1980-х годах появилась идея "умного" жезла: с фонариком, компостером для прав и даже номерами угнанных машин. Были и курьезы — жезлы со встроенным электрошокером или… ножом.
"Это — не для самозащиты, а, скорее, колбаски после работы порезать", — шутил главный гаишник Курской области Александр Викторович.
Есть и другие жезлы
Не все знают, но у инспекторов ГИБДД есть два типа жезлов: привычный полосатый и дисковый — с красной светоотражающей точкой. Второй использовался в колоннах и должен был привлекать внимание водителей. В России он практически не прижился, но за рубежом активно применяется.
Почему? Возможно, не хотели сбивать с толку автомобилистов. Ведь черно-белый жезл стал не только рабочим инструментом, но и культурным символом. Вспомните хотя бы анекдоты про "продавцов полосатых палочек".
И кто знает, чем бы их заменили, если бы в 1939 и 1969 годах полосатые жезлы не вернулись?
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru