
Теперь двигатель глушится прямо во время движения: новая фишка авто пугает даже опытных водителей
Система Stop & Start, впервые протестированная еще в 1970-х и ставшая массово популярной в 2004 году, сегодня считается стандартом в большинстве современных автомобилей. Главная задача этой технологии — снизить уровень вредных выбросов и уменьшить шум в городских условиях. Дополнительным плюсом является экономия топлива — до 6% в смешанном цикле и до 15% при движении в городе.
Основные принципы работы
Суть системы проста: при остановке автомобиля двигатель автоматически глушится, а при возобновлении движения — запускается заново. В новых моделях, оснащённых усиленными стартер-генераторами, двигатель может даже выключаться во время движения. Например, если водитель переключает передачу или отпускает педаль тормоза, мотор перезапускается менее чем за 400 миллисекунд.
Вся работа системы контролируется встроенным компьютером, который получает данные с различных датчиков и самостоятельно решает, когда отключать и запускать двигатель. Есть ситуации, когда система приостанавливается: например, если двигатель ещё холодный или включено отопление и кондиционер. Об этом водитель информируется с помощью контрольной лампы или сообщения на панели приборов.
Усиленные компоненты системы
Одним из наиболее уязвимых элементов является аккумулятор. Автомобили с системой Stop & Start оснащены специальными усиленными батареями AGM, способными выдержать до 360 000 запусков — это в три раза больше, чем обычные аккумуляторы.
Технология AGM включает свинцово-кислотную батарею с поглощающим кислоту стекловолоконным сепаратором, который улучшает циркуляцию кислорода и повышает эффективность зарядки и разрядки. Такая батарея также совместима с системой рекуперации энергии торможения, что помогает ей постоянно поддерживать заряд и обеспечивать стабильную работу "старт-стопа".
Стартер тоже усилен, чтобы выдерживать многочисленные запуски, особенно при низких температурах. При этом его габариты остаются такими же, как у стандартного устройства, но стоимость замены существенно выше.
Экономия и износ: что важнее?
Несмотря на очевидные преимущества в экономии топлива, некоторые специалисты выражают беспокойство. Аккумуляторы AGM и усиленные стартеры обходятся дороже обычных аналогов. Механики также отмечают, что частые циклы глушения и запуска могут привести к ускоренному износу двигателя и турбокомпрессора.
"Запуск двигателя изнашивает его в 70 раз больше, чем работающий", — заявил один из независимых механиков из Эндра.
Он также приводит причину: масло в двигателе частично стекает при остановке, а при повторном запуске смазка поступает с задержкой, что увеличивает трение и износ.
Другой механик из мастерской Opel в Шере добавляет, что турбокомпрессор при остановке двигателя продолжает вращаться, а масло не успевает быстро распределиться, что повышает риск его повреждения. В некоторых современных автомобилях для решения этой проблемы устанавливают дополнительный водяной насос для охлаждения подшипника турбины.
Когда система особенно полезна?
Эффективность Stop & Start зависит от стиля и условий вождения. Если поездки проходят по трассам с редкими остановками, экономия топлива будет минимальной. Зато в городских пробках, где часто приходится останавливаться на светофорах, система проявляет себя максимально.
Однако, если водитель часто сталкивается с интенсивными пробками, частые запуски могут негативно сказаться на ресурсе автомобиля. В таких случаях рекомендуется временно отключать систему специальной кнопкой на панели приборов.
Комфорт и особенности эксплуатации
Хотя технология снижает шумы двигателя на холостом ходу, она может вызывать дискомфорт из-за вибраций, возникающих при повторных запусках. Особенно это заметно в автомобилях с маленькими по объему моторами.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru