ёлка на крыше автомобиля
ёлка на крыше автомобиля
Алексей Ларин Опубликована 14.07.2025 в 15:19

Не ради красоты и скорости: зачем авто снабжают плавниками, как у акулы

Если вам казалось, что маленький плавник на крыше машины — это просто дизайнерская прихоть, то вы сильно недооценивали автопром. Этот элемент действительно напоминает акулий плавник, и кажется, будто его поставили ради спортивного вида. Но стоит копнуть глубже — и оказывается, что за внешней простотой скрывается продуманная инженерия.

Больше, чем украшение: зачем нужен "акулий плавник"

Когда-то на крыше каждого автомобиля возвышалась длинная и не слишком изящная радиоантенна. Её назначение было вполне очевидным — приём радиосигнала. Но времена меняются, и на смену вытянутым антеннам пришли компактные модули, внешне напоминающие плавник акулы.

Современные технологии требуют не просто хорошей радиосвязи. Сегодня автомобиль должен быть связан с миром через различные каналы:

  • радиосигнал для классического FM и AM-радио;

  • мобильная связь для звонков и передачи данных;

  • GPS-сигнал для точной навигации;

  • доступ к интернету для мультимедиа и онлайн-сервисов.

Все эти функции аккуратно "упакованы" в компактный корпус антенны-плавника, установленной на крыше.

Как работает этот элемент

Внутри "акульего плавника" прячется сразу несколько антенн, каждая из которых отвечает за свою функцию. Благодаря особой конструкции, они не мешают друг другу и обеспечивают стабильную связь.

Некоторые модели плавников могут быть даже подключены к усилителю сигнала — так, например, в современных автомобилях предусмотрена функция улучшения связи для мобильных телефонов пассажиров. Это позволяет вам разговаривать по телефону или пользоваться мобильным интернетом даже там, где сигнал обычно слабый.

Кроме того, конструкция "плавника" специально продумана так, чтобы не создавать лишних аэродинамических шумов и не портить внешний облик автомобиля.

Почему отказались от классических антенн

В прошлом длинные металлические антенны выполняли лишь одну задачу — приём радиосигнала. Они часто ломались, гнулись и требовали замены. Новые антенны-плавники устойчивее, реже повреждаются и более универсальны.

Интересно, что первоначально похожие антенны использовались только на премиальных автомобилях и спортивных моделях — как раз из-за их аэродинамических свойств. Но со временем технологии стали доступнее, и "акулий плавник" теперь можно встретить даже на бюджетных авто.

Факт, который вы могли не знать

Первые патенты на многодиапазонные антенны в форме плавника появились ещё в конце 1990-х годов. Однако массово они начали применяться только после того, как в автомобилях стали активно использоваться GPS-навигация и мобильный интернет.

Кроме того, в некоторых автомобилях "акулий плавник" служит частью системы спутниковой связи — например, для вызова экстренных служб или подключения к телематическим сервисам вроде дистанционного управления авто.

Немного о внешнем виде

Дизайн тоже имеет значение. Конструкторы стараются сделать антенну не только функциональной, но и гармоничной с общим обликом машины. Часто она окрашена в цвет кузова, чтобы не бросаться в глаза. Хотя некоторые автопроизводители, наоборот, делают плавник контрастным элементом, подчёркивая динамичный стиль модели.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »