Машина после аварии
Машина после аварии
Евгений Акопян Опубликована 23.07.2025 в 7:12

Смертность на дорогах не снижается просто так: в стратегии МВД нашли тревожные намёки

Смертность в ДТП в России вдвое выше, чем в ЕС — данные стратегии МВД

Смертность на дорогах России продолжает оставаться одной из самых острых проблем, несмотря на заметный прогресс за последние 20 лет. МВД опубликовало стратегию, в которой обозначены ключевые болевые точки и направления работы. Цель — радикально сократить число смертей в ДТП к 2030 и 2036 годам. Autonews. ru совместно с экспертами изучил, действительно ли водителей ждёт "закручивание гаек" — или всё-таки что-то другое.

Почему стратегия — не просто бумага

МВД не ограничилось общими лозунгами: стратегия включает конкретные статистические данные и указывает, где кроется настоящая угроза. За последние 20 лет число погибших на дорогах снизилось вдвое, но до европейских стандартов — всё ещё далеко. В 2024 году уровень риска гибели в ДТП в России оказался в два раза выше среднего по ЕС.

Кроме того, есть тревожные последствия: с 2018 по 2024 год, по оценкам экспертов, из-за аварий с летальным исходом страна не досчиталась более 20 тысяч потенциальных новорожденных. А только за 2023 год экономический ущерб от ДТП превысил 1 триллион рублей.

Ключевые проблемы, о которых заявило МВД

Аналитики выделили ряд системных проблем, подрывающих эффективность текущей модели безопасности:

  • Массовое нарушение скоростного режима — причина более четверти смертельных ДТП;
  • Управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — в этих авариях погибает каждый четвёртый;
  • Увеличение числа ДТП с участием детей-водителей и лиц без права управления;
  • Игнорирование ремней безопасности, мотошлемов, отвлечённость на телефоны;
  • Проблемы с медицинским допуском, участие в движении пожилых и начинающих водителей;
  • Увеличение числа ДТП с иностранцами.

МВД прямо указало, что некоторые водители устойчиво демонстрируют противоправное поведение, а наказания зачастую не соответствуют уровню создаваемой угрозы.

Что предложено делать: цифровизация, камеры и превентивные меры

Несмотря на остроту поставленных вопросов, в документе нет конкретных указаний на увеличение штрафов. В нём задаются векторы развития, а не нормы. Именно поэтому эксперты пока не видят признаков "репрессивного" поворота.

"В стратегии заложена идея проактивного подхода — установки камер там, где ещё не было жертв, но уже есть потенциально опасные участки", — заявил президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Он также указал на необходимость развёртывания контроля за использованием ремней безопасности и детских кресел, особенно с учётом массовой продажи "заглушек", которые блокируют сигнал непристёгнутого ремня.

Что говорят эксперты: штрафы пока не в приоритете

"Сегодня нет оснований утверждать, что МВД планирует немедленно повышать штрафы", — подчеркнул Шапарин.

Он напомнил, что даже предыдущее увеличение санкций сопровождалось критикой со стороны общественного совета при министерстве.

Однако директор по коммуникациям ГК "Автодом" Анна Уткина считает, что подписание стратегии всё же может запустить правовые изменения.

"Авторы предлагают усилить надзор, внедрить более эффективные системы фиксации и увеличить наказания за серьёзные нарушения. Это касается и вождения в состоянии опьянения, и превышения скорости", — заявила она.

Кроме того, планируется расширение числа камер, фиксирующих использование мобильных устройств за рулём — а это напрямую может повлиять на рост штрафов.

Технологии — ключ к безопасности

Отдельное внимание в стратегии уделяется цифровой трансформации. Подразумевается активное внедрение ИИ, интеллектуальных систем фиксации нарушений и интеграция данных из различных ведомств. Это должно не только повысить эффективность, но и позволить быстрее выявлять системные нарушения.

Стратегия как ориентир, а не приговор

Важно понимать: речь идёт не о законе, а о документе, который задаёт ориентиры. МВД указывает, где болит, и предлагает лечить — но не наказывает. Вопрос в том, какие из идей дойдут до реальных поправок в ПДД и КоАП, и как быстро они будут реализованы.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »