
Хватит ездить на правом руле: в России готовят новые ограничения — что делать
Праворульные автомобили давно стали неотъемлемой частью транспортного ландшафта России, особенно в восточных регионах. Однако государственная политика в области безопасности дорожного движения и фискального регулирования все больше сужает возможности для ввоза и эксплуатации машин с рулем справа.
Несмотря на устойчивый спрос и экономическую привлекательность, праворульные автомобили оказываются в условиях жесткого регулирования и растущих издержек для владельцев. Что происходит на рынке праворульных автомобилей.
Массовое явление: правый руль в цифрах
По данным агентства "Автостат", на начало 2025 года на территории России эксплуатируется 3,87 миллиона легковых автомобилей с правым рулем. Более половины из них — 1,99 миллиона единиц — зарегистрированы на Дальнем Востоке, еще 1,43 миллиона — в Сибири.
Это не просто статистика, а доказательство того, что для огромной части страны праворульные машины — это не экзотика, а обыденность.
В среднем по стране доля таких автомобилей в автопарке составляет 8,2 %, однако в отдельных регионах показатели впечатляют: 72 % в Дальневосточном федеральном округе и 27 % — в Сибирском.
Приток машин с правым рулем не останавливается
При этом приток машин с правым рулем не останавливается. Только за первое полугодие 2025 года в Россию было импортировано 96,3 тысячи легковых автомобилей с правым рулем, из которых лишь 1168 машин — новые (возраст до 3 лет). Остальные — автомобили с пробегом.
"Мы наблюдаем устойчивый спрос на праворульные авто, особенно из Японии и ближайших азиатских стран. Это связано с соотношением цены и качества, доступностью запчастей и устойчивостью этих машин к суровому климату", — рассказал основатель агентства "Автостат" Сергей Целиков.
Несмотря на масштабную представленность, доля праворульных машин в общем объеме импорта подержанных авто снижается: с 88 % в 2021 году до 60 % в 2023-м и 52,4 % в 2025 году.
Это явление можно объяснить несколькими факторами:
- ужесточение правил ввоза (требование установки ЭРА-ГЛОНАСС, необходимость переоборудования);
- рост фискальной нагрузки;
- изменение курсов валют;
- снижение предложения на японском рынке подержанных автомобилей из-за внутреннего спроса и ужесточения экологических норм.
"Многие логистические компании уже говорят о снижении маржинальности праворульного импорта. Регуляторная среда становится всё менее предсказуемой, а постоянные доработки на таможне отнимают и время, и деньги", — говорит один из дилеров в Приморье.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru