Электромобиль Атом
Электромобиль Атом
Олег Белов Опубликована 25.06.2025 в 12:06

Как россиян заставят пересесть на электромобили — власти уже приняли решение

Будущее пришло. Но никто не купил. Почему в России провалилась продажа электромобилей и что делает государство, чтобы изменить это?

289 на 44 000: провал или отсрочка?
Несмотря на громкие заявления и амбициозные цели, продажи электромобилей, производимых в России, в I квартале 2025 года оказались катастрофически низкими — всего 289 машин. Это при том, что в стратегии развития электротранспорта, утверждённой правительством в 2021 году, планировался выпуск 44 000 автомобилей уже к текущему году.

Но в реальности — ни спроса, ни инфраструктуры, ни доверия. "Зелёные" модели Evolute, Amber и "Москвич" пока не нашли своего покупателя. Производить — есть где. Продавать — некому.

Кредит на 30 лет и секретные льготы
Государство, однако, не бросает эту идею. Наоборот — создаёт для производителей максимально благоприятные условия. К примеру, компания "Кама", готовящая выпуск электромобиля Atom, получила синдицированный кредит в 24 миллиарда рублей под программу "Фабрики проектного финансирования". Срок окупаемости — до 30 лет. Это не субсидия, но и нечто большее, чем просто кредит.

Чтобы проект вообще имел шанс, ему дали серьёзные форы. А именно — возможность компенсировать утилизационный сбор по сниженной планке локализации. И если для обычных машин она составляет 3701 балл, то для электромобилей — в 3-4 раза меньше. По слухам, сейчас достаточно 800-1000 баллов, и эта планка сохранится до 2028 года.

Отвёрточная сборка, китайские комплектующие и Atom, которого ещё нет
Производство электрокаров в России пока ограничено отвёрточной сборкой. Батареи и детали — китайские, а значит, дорогие. Но у компаний вроде "Кама" или "Моторинвест" есть главное: гибкость в ценообразовании и щедрые послабления от государства.

Evolute уже выходит на рынок из Липецкой области. Atom — пока в проекте. Но и то, и другое, благодаря пониженной планке локализации, освобождено от полной уплаты утильсбора, который с 1 января 2025 года вырос в 20 раз — до 667 400 рублей (на уровне бензиновых машин с объёмом до 2 литров).

Поддержка власти: с оглядкой на климат и технологии
Вот что говорят официальные лица:

Максим Решетников, министр экономического развития:


"Производство электромобилей напрямую соотносится с национальной климатической политикой по сокращению выбросов парниковых газов, поскольку это экологичный транспорт".

Игорь Шувалов, председатель ВЭБ. РФ:

"Это амбициозный проект, призванный подтвердить возможности российской промышленности в области высоких технологий. Правительство признало проект приоритетным".

А что потом? Грядёт "мягкое" принуждение
Картина складывается следующая:

  • Производство стимулируют.
  • Условия создают максимально комфортные.
  • Законодательные инструменты "на подходе".

Концепция предусматривает: с 2029 года в России может быть введена обязательная доля продаж электромобилей — как для отечественных производителей, так и для импортеров. Кроме того, с 2024 года обсуждается введение квоты на закупки "электричек" для госкомпаний и некоторых юрлиц. Пока это не закон, но лежит в ящике нужной тумбочки.

И что дальше? Под прицелом могут оказаться таксопарки, муниципальные службы, а затем — возможно, и рядовые автолюбители, если введут, к примеру, "экологический налог" на автомобили с ДВС. Ничего личного — только борьба за воздух.

Кто выигрывает?
Ответ очевиден: выигрывают те, кто сейчас строит электромобили в России. АВТОВАЗ пытался протестовать против щедрых льгот для конкурентов — но безуспешно.

Вопрос к читателям остаётся открытым: кому на самом деле выгодна электрификация автопарка в условиях, когда рынок не готов?

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »