Электромобиль Атом
Электромобиль Атом
Олег Белов Опубликована 25.06.2025 в 12:06

Как россиян заставят пересесть на электромобили — власти уже приняли решение

Будущее пришло. Но никто не купил. Почему в России провалилась продажа электромобилей и что делает государство, чтобы изменить это?

289 на 44 000: провал или отсрочка?
Несмотря на громкие заявления и амбициозные цели, продажи электромобилей, производимых в России, в I квартале 2025 года оказались катастрофически низкими — всего 289 машин. Это при том, что в стратегии развития электротранспорта, утверждённой правительством в 2021 году, планировался выпуск 44 000 автомобилей уже к текущему году.

Но в реальности — ни спроса, ни инфраструктуры, ни доверия. "Зелёные" модели Evolute, Amber и "Москвич" пока не нашли своего покупателя. Производить — есть где. Продавать — некому.

Кредит на 30 лет и секретные льготы
Государство, однако, не бросает эту идею. Наоборот — создаёт для производителей максимально благоприятные условия. К примеру, компания "Кама", готовящая выпуск электромобиля Atom, получила синдицированный кредит в 24 миллиарда рублей под программу "Фабрики проектного финансирования". Срок окупаемости — до 30 лет. Это не субсидия, но и нечто большее, чем просто кредит.

Чтобы проект вообще имел шанс, ему дали серьёзные форы. А именно — возможность компенсировать утилизационный сбор по сниженной планке локализации. И если для обычных машин она составляет 3701 балл, то для электромобилей — в 3-4 раза меньше. По слухам, сейчас достаточно 800-1000 баллов, и эта планка сохранится до 2028 года.

Отвёрточная сборка, китайские комплектующие и Atom, которого ещё нет
Производство электрокаров в России пока ограничено отвёрточной сборкой. Батареи и детали — китайские, а значит, дорогие. Но у компаний вроде "Кама" или "Моторинвест" есть главное: гибкость в ценообразовании и щедрые послабления от государства.

Evolute уже выходит на рынок из Липецкой области. Atom — пока в проекте. Но и то, и другое, благодаря пониженной планке локализации, освобождено от полной уплаты утильсбора, который с 1 января 2025 года вырос в 20 раз — до 667 400 рублей (на уровне бензиновых машин с объёмом до 2 литров).

Поддержка власти: с оглядкой на климат и технологии
Вот что говорят официальные лица:

Максим Решетников, министр экономического развития:


"Производство электромобилей напрямую соотносится с национальной климатической политикой по сокращению выбросов парниковых газов, поскольку это экологичный транспорт".

Игорь Шувалов, председатель ВЭБ. РФ:

"Это амбициозный проект, призванный подтвердить возможности российской промышленности в области высоких технологий. Правительство признало проект приоритетным".

А что потом? Грядёт "мягкое" принуждение
Картина складывается следующая:

  • Производство стимулируют.
  • Условия создают максимально комфортные.
  • Законодательные инструменты "на подходе".

Концепция предусматривает: с 2029 года в России может быть введена обязательная доля продаж электромобилей — как для отечественных производителей, так и для импортеров. Кроме того, с 2024 года обсуждается введение квоты на закупки "электричек" для госкомпаний и некоторых юрлиц. Пока это не закон, но лежит в ящике нужной тумбочки.

И что дальше? Под прицелом могут оказаться таксопарки, муниципальные службы, а затем — возможно, и рядовые автолюбители, если введут, к примеру, "экологический налог" на автомобили с ДВС. Ничего личного — только борьба за воздух.

Кто выигрывает?
Ответ очевиден: выигрывают те, кто сейчас строит электромобили в России. АВТОВАЗ пытался протестовать против щедрых льгот для конкурентов — но безуспешно.

Вопрос к читателям остаётся открытым: кому на самом деле выгодна электрификация автопарка в условиях, когда рынок не готов?

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

ГИБДД проведёт в Москве рейд сегодня в 5:07
Самокатеры и велосипедисты под ударом: в столице началась охота на нарушителей

В Москве пройдут масштабные проверки велосипедистов и пользователей электросамокатов. Почему инспекторы уделят особое внимание детям и что ждёт нарушителей?

Читать полностью »
Механики предупреждают: агрессивная езда повышает расход топлива до 40% сегодня в 4:15
Топливо уходит, а чек не горит: где искать утечку, которой нет

Почему даже исправный автомобиль начинает "есть" больше топлива и как вернуть ему экономичность — реальные причины, цифры и советы.

Читать полностью »
FOX 2: в Миссури женщина угнала машину, потому что устала идти пешком сегодня в 4:03
Когда усталость становится оправданием: зачем американка пошла на угон ради отдыха

Жительница Миссури устала идти пешком и решила сесть в чужой Hyundai прямо на заправке. Простая усталость обернулась уголовным делом и громким обсуждением по всей стране.

Читать полностью »
Стоимость эксплуатации Lada Vesta в такси в Москве составила 3,98 млн рублей за три года — данные НАПИ сегодня в 3:58
Такси на лезвии бритвы: сколько на самом деле стоит каждый километр пути для Lada Vesta

Сколько на самом деле стоит "прокрутить" Lada Vesta в такси три года при 360 000 км? Разбираем топливо, лизинг, шины и страховки, считаем себестоимость километра и годовой бюджет.

Читать полностью »
Минфин РФ: новая пошлина за маркировку товаров заработает с 1 января 2026 года сегодня в 3:15
Поддержка электроники или удар по автопрому: чем обернётся новая пошлина

С 2026 года в России вводят пошлину за внесение данных в систему "Честный знак". Эксперты предупреждают: автотовары могут подорожать, но насколько — пока неизвестно.

Читать полностью »
Автоюрист Воропаев: ущерб за повреждение автомобиля при работах ЖКХ должен возмещать заказчик сегодня в 2:53
Разгром от коммунальщиков: почему за ваш разбитый бампер должен платить дворник

Юрист рассказал, как действовать, если коммунальщики повредили автомобиль во дворе. Простая последовательность шагов поможет вернуть деньги за ремонт даже без свидетелей.

Читать полностью »
сегодня в 2:28
Solaris удвоил продажи и напугал конкурентов: что происходит на рынке авто

Продажи Solaris в России выросли почти вдвое, а завод в Санкт-Петербурге готовит новые модели. Узнаем, за счёт чего бренд стремительно завоевывает рынок.

Читать полностью »
Опытный дальнобойщик рассказал, что агрессия и усталость чаще всего приводят к ДТП сегодня в 1:48
Трасса не прощает вспышек: как эмоции за рулём становятся главным врагом водителя

Опытный дальнобойщик делится простыми, но эффективными советами, которые помогают водителям избегать аварий даже на самых сложных трассах.

Читать полностью »