
Как россиян заставят пересесть на электромобили — власти уже приняли решение
Будущее пришло. Но никто не купил. Почему в России провалилась продажа электромобилей и что делает государство, чтобы изменить это?
289 на 44 000: провал или отсрочка?
Несмотря на громкие заявления и амбициозные цели, продажи электромобилей, производимых в России, в I квартале 2025 года оказались катастрофически низкими — всего 289 машин. Это при том, что в стратегии развития электротранспорта, утверждённой правительством в 2021 году, планировался выпуск 44 000 автомобилей уже к текущему году.
Но в реальности — ни спроса, ни инфраструктуры, ни доверия. "Зелёные" модели Evolute, Amber и "Москвич" пока не нашли своего покупателя. Производить — есть где. Продавать — некому.
Кредит на 30 лет и секретные льготы
Государство, однако, не бросает эту идею. Наоборот — создаёт для производителей максимально благоприятные условия. К примеру, компания "Кама", готовящая выпуск электромобиля Atom, получила синдицированный кредит в 24 миллиарда рублей под программу "Фабрики проектного финансирования". Срок окупаемости — до 30 лет. Это не субсидия, но и нечто большее, чем просто кредит.
Чтобы проект вообще имел шанс, ему дали серьёзные форы. А именно — возможность компенсировать утилизационный сбор по сниженной планке локализации. И если для обычных машин она составляет 3701 балл, то для электромобилей — в 3-4 раза меньше. По слухам, сейчас достаточно 800-1000 баллов, и эта планка сохранится до 2028 года.
Отвёрточная сборка, китайские комплектующие и Atom, которого ещё нет
Производство электрокаров в России пока ограничено отвёрточной сборкой. Батареи и детали — китайские, а значит, дорогие. Но у компаний вроде "Кама" или "Моторинвест" есть главное: гибкость в ценообразовании и щедрые послабления от государства.
Evolute уже выходит на рынок из Липецкой области. Atom — пока в проекте. Но и то, и другое, благодаря пониженной планке локализации, освобождено от полной уплаты утильсбора, который с 1 января 2025 года вырос в 20 раз — до 667 400 рублей (на уровне бензиновых машин с объёмом до 2 литров).
Поддержка власти: с оглядкой на климат и технологии
Вот что говорят официальные лица:
Максим Решетников, министр экономического развития:
"Производство электромобилей напрямую соотносится с национальной климатической политикой по сокращению выбросов парниковых газов, поскольку это экологичный транспорт".
Игорь Шувалов, председатель ВЭБ. РФ:
"Это амбициозный проект, призванный подтвердить возможности российской промышленности в области высоких технологий. Правительство признало проект приоритетным".
А что потом? Грядёт "мягкое" принуждение
Картина складывается следующая:
- Производство стимулируют.
- Условия создают максимально комфортные.
- Законодательные инструменты "на подходе".
Концепция предусматривает: с 2029 года в России может быть введена обязательная доля продаж электромобилей — как для отечественных производителей, так и для импортеров. Кроме того, с 2024 года обсуждается введение квоты на закупки "электричек" для госкомпаний и некоторых юрлиц. Пока это не закон, но лежит в ящике нужной тумбочки.
И что дальше? Под прицелом могут оказаться таксопарки, муниципальные службы, а затем — возможно, и рядовые автолюбители, если введут, к примеру, "экологический налог" на автомобили с ДВС. Ничего личного — только борьба за воздух.
Кто выигрывает?
Ответ очевиден: выигрывают те, кто сейчас строит электромобили в России. АВТОВАЗ пытался протестовать против щедрых льгот для конкурентов — но безуспешно.
Вопрос к читателям остаётся открытым: кому на самом деле выгодна электрификация автопарка в условиях, когда рынок не готов?
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru