
Версии гибели парома "Эстония" спустя 30 лет
28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул паром "Эстония" — погибло 852 человека. Кто был виновником одного из самых страшных кораблекрушений со времен "Титаника" точно неизвестно. Ходят слухи о теории заговора. Свою точку зрения высказал немецкий эксперт по анализу технических катастроф. Это тем более интересно, потому что судно в 1979 году было заложено на западногерманской судоверфи Meyer Werft и первоначально носило имя Viking Sally.
В свой последний рейс 156-метровый автомобильный паром "Эстония" отправился из Таллинна около 19 часов 15 минут 27 сентября 1994 года. Судно берет курс на Стокгольм. Помимо многочисленных транспортных средств, на борту находятся 989 человек — пассажиры и экипаж парома. Ночью море неспокойное, порой штормит, но ничего необычного на этом балтийском маршруте нет.
Примерно в 12:55 внезапно раздается громкий металлический треск, а примерно через четверть часа последовали две сильные вибрации. Звучит сигнал тревоги, и около 01:22 корабль начинает посылать сигнал бедствия. Где-то в 1:30 "Эстония" замолчала и исчезла с радаров.
Первоначальное объяснение катастрофы было дано в 1997 году следственной комиссией, инициированной Швецией, Эстонией и Финляндией. Заключение: в столь быстром затоплении судна виноват носовой визор (bow visor) ролкера (roll-on/roll-off) парома.
"Корабль затонул, потому что носовой визор и аппарель сломались под сильным натиском волн во время шторма в Балтике, и открытую палубу для транспортных средств затопило за считанные минуты", — полагает Марсель Шюц (Marcel Schütz) из гамбургской Северной бизнес школы.
Сильный треск и вибрации были вызваны разломом петель и оторвавшимся носовым визором, который столкнувшись с корпусом корабля, заскреб под его днищем. Команда корабля осознала происходящее слишком поздно. Носовой визор не виден напрямую с мостика, а датчики на запоре откидных бортов функционировали неправильно. Кроме того, видимо, не было связи с палубой для перевозки транспортных средств. В результате экипаж вовремя не предупредил пассажиров.
Споры вызвал вопрос, отчего у парома сломался носовой визор? Расположенная на носу подъёмная надводная часть парома, которая обеспечивает проезд транспортных средств на палубу для грузов и удерживаемая массивными шарнирами, на самом деле она должна была выдержать даже сильное волнение, и "Эстония" уже пережила несколько штормовых переходов. Поэтому до сих пор существует множество предположений о причине — от диверсии до теракта, столкновения или нападения подводной лодки. Комиссия первоначально отказалась предоставить изображения лежащего на морском дне судне.
В 2020 году новые фотоизображения, выполненные роботом-водолазом, продемонстрировали большую дыру в корпусе "Эстонии". Версии о взрыве получили дальнейшее распространение, когда выяснилось, что на пароме перевозили военную технику и вооружение.
Первая и все последующие следственные комиссии пришли к выводу, что виной всему неадекватная конструкция носового визира парома.
"За носовым визором и аппарелью не было установлено дополнительной переборки, необходимой согласно международным морским правилам для морских перевозок. Однако для каботажных перевозок сделали исключение. В 1980 году паром был допущен к прибрежному судоходству под названием "Viking Sally", — уточнил эксперт.
В первой половине 1990-х проданный уже под названием Wasa King гордо переименовали в "Эстонию" и использовали для путешествий по Балтике, хотя на самом деле паром для этого не был предназначен.
Паром "Эстония" входил в эксплуатацию как каботажная паромная переправа, но затонул как морская, — подтвердил эксперт по техническим авариям.
Эксперт Шюц рассматривает трагедию как типичный случай катастрофы с цепочкой неверно принятых решений, невежества, а также отсутствия прозрачности при принятии решений.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru