
Колесо едва заехало — а штраф уже в почтовом ящике: водителей ждет неприятный сюрприз
Может ли обычный бордюр стоить вам 5 тысяч рублей? Да, если рядом с ним — травинка. Водители по всей России получают штрафы за парковку "на газоне" даже тогда, когда под колесами нет ни травы, ни земли, а лишь камень. И попытка обжаловать такие штрафы чаще всего обречена на провал.
Как парковка на бордюре превращается в административное дело
На первый взгляд, ситуация кажется абсурдной: машина припаркована на камне, травы под ней нет — и всё равно приходит штраф за стоянку на газоне. Но объяснение кроется не в ПДД, а в региональных нормативных актах, где и раскрывается значение "газона".
"Во многих региональных законодательствах установлено, что газоном является какая-либо озелененная территория, ограниченная любым поделочным камнем, в том числе бордюром", — заявил юрист Лев Воропаев.
То есть если территория отгорожена бордюром — она автоматически считается газоном, даже если на ней нет травы, а сам бордюр едва заметен. Главное — наличие озеленения в зоне, ограниченной этим элементом благоустройства. Именно такая трактовка активно используется инспекторами при выписке штрафов.
Проблема без точного определения
Парадокс в том, что ни в ПДД, ни в федеральном КоАПе нет определения, что именно считается газоном. Зато такое определение можно найти, например, в правилах благоустройства Москвы.
"Газон — травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и самостоятельным элементом ландшафтной композиции", — говорится в законе.
На деле же наказание может последовать даже за одно колесо, случайно заехавшее на зелёную зону. По закону, эвакуировать за такое авто нельзя, но штраф — более чем реален. В Москве он составляет 5 тысяч рублей, по России в среднем — 3 тысячи. Для юрлиц и лизинговых автомобилей — до 300 тысяч.
Почему суд не на стороне водителей
Споры с инспекцией чаще всего заканчиваются не в пользу автомобилиста. Даже если автомобиль стоит на бордюре, не касаясь травы, суды считают, что:
"Даже самый тоненький бордюрчик бордюром и останется, а все, что им ограничено, включая сам камень, является газоном", — отмечает Воропаев.
Именно поэтому доводы вроде "я не заехал на траву" в большинстве случаев игнорируются.
Когда можно попытаться оспорить штраф
Несмотря на мрачные прогнозы, формально у водителей всё же есть шанс. Подать жалобу на штраф можно в течение 10 дней после получения постановления. Она будет рассматриваться ещё десять рабочих дней. Делать это придётся в том же ведомстве, что выписало штраф.
Судебная практика допускает обжалование штрафа в следующих случаях:
- Неверное определение газона (например, водитель заехал на участок с сорняками).
- Ошибки в оформлении протокола.
- Отсутствие доказательств или фиксация не той камерой.
- Вынужденная остановка (например, из-за поломки или состояния здоровья).
Однако стоит помнить: скидка 50% на быструю оплату в этом случае не действует.
Двойное наказание: возможно ли?
Интересный нюанс: в некоторых случаях автомобилиста могут наказать дважды — и за парковку на газоне, и за нарушение правил остановки и стоянки. Это подтверждает позиция Верховного суда, согласно которой эти действия можно трактовать как два отдельных правонарушения.
Вывод
Стоянка на бордюре может обернуться теми же проблемами, что и парковка на траве. Даже если травы нет. Ведь главное — не сама зелень, а границы участка, которые определяются региональными законами. И здесь бордюр становится не элементом безопасности, а линией, за которой — штраф.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru