
Автомобиль дешевле, но с ловушкой: что скрывает параллельный импорт
Каждый десятый автомобиль на российских дорогах — "серый". Завезён по параллельному импорту. Водитель радуется: машина дешевле, бренд — знакомый, а комплектация — жирная. Но вскоре выясняется: экономия оборачивается головной болью.
Доначисления, аннулированные ПТС, отсутствие гарантии и проблемы с запчастями — всё это может поджидать владельца за углом. Autonews. ru разобрался, какие подводные камни скрываются за привлекательной ценой.
Утильсбор: платить придётся дважды?
В 2025 году тысячи автовладельцев начали получать от ФТС уведомления: нужно доплатить утилизационный сбор. Причём суммы достигают миллиона рублей. Всё из-за того, что при ввозе машины через посредников в документах указывали заниженную стоимость.
Почему это стало возможным?
Брокеры использовали лазейки в законодательстве. Машины ввозились якобы для личного пользования, хотя на деле шли на перепродажу. Таможня начала массово проверять старые инвойсы и сверять их с базой Минпромторга, где фиксируются среднерыночные цены.
"Таможня ссылается на неправомерность применения льготы, поскольку под видом ввоза для личных нужд ввозились автомобили в целях перепродажи. Это вопрос доказывания, и все", — пояснил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов.
В итоге часть владельцев платит доначисления добровольно, не желая связываться с судами. Остальные пытаются доказать вину брокеров, которые обещали "всё включено". Но доказать что-либо — сложно. А пока спор идёт, утильсбор продолжает расти: только с октября 2024 года он увеличился на 75%, а с января 2025-го — ещё на 10-20%.
ПТС могут аннулировать
Проблемы не заканчиваются на таможне. Некоторые владельцы уже лишились электронных ПТС — их просто аннулировали.
Как это возможно? В ряде случаев при ввозе машин из стран вроде Киргизии занижали объём двигателя, чтобы уменьшить платежи. В документах — 2,0 л, по факту — 3,3 л. После выявления несоответствий таможня отменила ПТС.
"Таможенник может посмотреть, какие документы подавались, а какие — реально были в системе. В истории по "Стингеру" утильсбор оформили на фальшивых данных, без ожидания подтверждения из Росстандарта", — рассказал автокриминалист Максим Шелков.
Особую тревогу вызывает отсутствие контроля за выдачей СБКТС — сертификатов безопасности. Их оформляют частные организации, и проверка сведений становится формальностью.
Нет гарантии — нет сервиса
Официальной гарантии на такие машины чаще всего нет и не будет. Бренд мог уйти с рынка, сервисные центры — закрыться, а дилеры — отказаться от обслуживания.
Некоторые салоны предлагают собственную гарантию. Но это, как правило, маркетинговый ход: либо за деньги, либо с ограничениями по срокам и региону. А значит, в случае поломки владелец остаётся один на один с проблемой.
Программное обеспечение: русификация за ваш счёт
Даже если машина приехала из Китая — не факт, что она такая же, как в официальном автосалоне. Различия касаются не только опций, но и ПО.
— Не работает мультимедиа, не распознаётся блок управления, навигация — только на китайском.
— Русификация стоит дорого и не всегда возможна.
— Сбои в прошивке могут привести к полной блокировке систем.
"Русифицировать систему — дорого и сложно. Комплектации могут отличаться даже в пределах одной марки", — отмечает гендиректор автоцентра "Истком" Нонна Шалина.
Запчасти — под заказ, ремонт — по талону
Даже если машина не требует ремонта сразу, найти нужные запчасти потом может стать настоящим квестом.
Для популярных моделей — всё проще: детали доступны. Но с редкими иномарками всё хуже. Ожидание нужного элемента может затянуться на месяцы. Особенно это касается крупных деталей — капотов, фар, коробок передач.
Проблемы усиливаются, если требуется не просто деталь, а специалист, готовый её установить и дать гарантию на работу. Многие мастерские отказываются связываться с машинами, у которых непонятная история происхождения.
Делать или не делать?
Параллельный импорт остаётся единственным способом купить некоторые автомобили. Но он — как лотерея. Кто-то выигрывает: дешёвая цена, уникальная модель. А кто-то — теряет: не работает навигация, нет запчастей, требуют миллион сверху.
Покупать такую машину или нет — решать вам. Но теперь вы знаете, на что обращать внимание и какие риски могут скрываться за заманчивой ценой.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru