
Бортовой компьютер молчит, а мотор страдает: когда масло нужно менять срочно, даже если пробег нормальный
Как понять, когда менять моторное масло, если цифры на одометре и количество моточасов дают разные сигналы? Ответ не так однозначен, как кажется. В век цифровых технологий автомобили сами подсказывают, когда наступает момент для обслуживания — но не все водители об этом знают.
Больше не километры и не часы?
Старая привычка ориентироваться на пробег — устарела. Так считает Александр Сосновский, руководитель отдела технического маркетинга Takayama.
"Автопроизводители закладывают крайние условия, но конечный интервал замены адаптируется исходя из текущих условий", — объясняет Сосновский.
Речь идёт о так называемом гибком интервале замены. В его основе — данные, которые собирает и анализирует блок управления двигателем. Современный автомобиль сам способен определить, когда масло нуждается в замене, основываясь не только на пробеге, но и на множестве других параметров.
Что на самом деле учитывается?
Система контроля анализирует не просто километры, а условия эксплуатации, в которых работает мотор. Вот лишь некоторые из факторов:
-
общее количество моточасов;
-
температура двигателя и частота её достижения;
-
интенсивность пусков;
-
степень старения масла;
-
стиль вождения.
Таким образом, машина "разговаривает" с водителем, сообщая о необходимости замены масла через бортовой компьютер. Это означает, что индивидуальный подход давно заменил универсальную формулу "каждые 10 000 км".
Если вы эксплуатируете авто в мягком режиме — редко стоите в пробках, не перегружаете мотор, нечасто заводите двигатель в холодную погоду — масло может служить дольше. А при тяжёлых условиях работы срок его службы может сократиться и до 5000 км.
Почему нельзя полагаться только на пробег?
Пробег — слишком абстрактный показатель. Например, автомобиль, который часто стоит в пробках или используется для коротких поездок по городу, может накопить всего 3000 км за несколько месяцев. Но за это время двигатель будет запускаться и останавливаться десятки, если не сотни раз — а это сильнейшая нагрузка на моторное масло. При этом "официальный" пробег будет казаться слишком маленьким для замены, хотя ресурс масла уже исчерпан.
Именно для таких случаев и существует понятие моточасов — времени фактической работы двигателя. Многие производители грузовых автомобилей, а также премиальные бренды используют именно этот показатель как основной. Но для большинства легковых авто достаточно отслеживать рекомендации бортового компьютера — он уже учитывает моточасы в общем комплексе данных.
Можно ли доверять системе автомобиля?
Водителю не обязательно вести расчёты вручную. При соблюдении всех сервисных требований и использовании качественного масла достаточно просто следовать указаниям машины или регламенту завода-изготовителя. Современные датчики и алгоритмы точно отслеживают состояние моторного масла и сообщают, когда оно действительно нуждается в замене.
В условиях, когда автомобили становятся всё "умнее", ручные расчёты всё больше уходят в прошлое. Главное — не игнорировать предупреждения и вовремя проводить обслуживание.
Осторожно: подделки
Отдельная проблема — качество масла. Даже опытные автомеханики всё чаще не могут на глаз отличить подделку от оригинала. Лучший способ проверки — химический анализ, но в реальности никто не даст вскрыть канистру до покупки. Особенно это актуально при заказах через интернет или покупках у сомнительных поставщиков.
Что можно сделать:
-
избегайте "серых" рынков и стихийных точек продаж;
-
выбирайте авторизованные магазины;
-
проверяйте упаковку, наличие защитных элементов и акцизных марок;
-
следите за ценой: слишком низкая стоимость — повод насторожиться.
Что ещё стоит знать
-
В Германии и Японии активно обсуждают переход на системы, где срок замены масла рассчитывается только по моточасам.
-
Масла с добавками, которые "обещают" продлить срок службы двигателя, часто не одобрены производителями авто и могут навредить.
-
По статистике, около 15% случаев серьёзных поломок двигателя связаны с несвоевременной или неправильной заменой масла.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru