
Древние художники предсказали будущее: наскальные рисунки Алтая раскрывают тайны
Новое исследование, опубликованное в Cambridge Archaeological Journal доктором Эстер Джейкобсон-Тепфер, демонстрирует удивительную трансформацию изображений лосей в наскальной живописи Алтая в западной Монголии за 12 000 лет.
Сначала лоси изображались реалистично, но постепенно превратились в стилизованные, почти неузнаваемые фигуры, похожие на волков, что отражает глубокие изменения в окружающей среде, мобильности и самоидентификации.
Уникальное место с древней живописью
В Алтайском крае, где сходятся границы Монголии, России, Китая и Казахстана, существует одна из самых продолжительных в мире традиций наскальной живописи, начиная с позднего палеолита (около 12 000 лет до н. э.) и заканчивая бронзовым веком и ранним железным веком. Из всех доисторических изображений особое место занимает лось (Cervus elaphus sibiricus).
На самых ранних рисунках лоси изображены в естественных позах, иногда с детёнышами или другими существовавшими в то время животными, такими как мамонты и шерстистые носороги. Эти ранние изображения, выполненные в профиль с соблюдением пропорций и рудиментарных ног, свидетельствуют о глубоком знании мира природы.
Трансформация изображений
Со временем, особенно в эпоху бронзы, эти изображения изменились. Лоси стали более динамичными, и их всё чаще изображали в контексте человеческой деятельности, например охоты.
К концу эпохи бронзы реализм уступил место абстракции: лоси стали более вытянутыми, рога — преувеличенно большими, а черты морды исказились, превратившись в подобие клюва.
В конце концов лось перестал быть похожим на реальное животное и превратился в символ, возможно, обозначающий статус, принадлежность к клану или духовную веру.
Влияние климата и социальной структуры
Учитывая погодные условия и промежуток времени, прошедший с бронзового и раннего железного веков, о том, чтобы наскальные изображения сохранились на открытом воздухе в Горном Алтае, не может быть и речи.
На сегодняшний день известно только одно сохранившееся наскальное изображение лося — в пещере Хойт-Ценкир в Ховдском аймаке. Это символическое развитие, по-видимому, тесно связано с социальными и экологическими изменениями.
В эпоху голоцена евразийские степи остыли и высохли, а леса — привлекательная среда обитания для лосей — отступили. Лоси переместились на запад, а люди, всё чаще занимавшиеся скотоводством, последовали за меняющимся ландшафтом на возвышенности.
Наскальная живопись сама по себе свидетельствует об этом сдвиге, поскольку со временем наскальные рисунки появляются на больших высотах.
Интересные факты о наскальной живописи:
- Наскальная живопись является одной из самых древних форм искусства, известной человечеству.
- Самые известные образцы наскальной живописи находятся в пещерах Ласко (Франция) и Альтамира (Испания).
- Наскальные рисунки часто изображают животных, сцены охоты и абстрактные символы.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru