
Пушкинский музей закроет три филиала — но всё оказалось не так просто, как кажется
Сразу три филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — в Екатеринбурге, Калининграде и Владикавказе — прекратят своё существование в составе главного музея страны. Решение вступает в силу с 1 января 2026 года. Казалось бы, это тревожный сигнал: почему крупнейшая институция отказывается от регионального присутствия? Однако за громким решением стоит глубокая перестройка всей стратегии музея, и, возможно, это только начало.
"Мы не уходим из регионов"
Несмотря на формальное закрытие, представители музея подчёркивают: регионы, где располагались филиалы, по-прежнему остаются важными партнёрами.
"Институция продолжит сотрудничество с ведущими проектами в этих регионах", — отмечают в пресс-службе Пушкинского музея.
Это означает, что культурные проекты не исчезнут бесследно — просто форма их реализации изменится. Возможно, мы увидим больше передвижных выставок, совместных программ и фестивалей, чем постоянных экспозиций под брендом музея.
Перезагрузка стратегии: ставка на современность
Как уточнили в ГМИИ, решение о расформировании филиалов связано с изменением стратегического курса. Теперь внимание будет сосредоточено на формировании новой институции, ориентированной на работу с современным искусством. Вероятно, музей стремится не просто адаптироваться к новым реалиям, но и занять активную позицию в формировании художественной повестки.
Такой поворот может удивить, ведь музей традиционно ассоциируется с классическим наследием. Однако во всём мире крупные институции всё чаще интегрируют современное искусство в своё пространство, открываясь к экспериментам и молодым авторам.
Что будет с другими филиалами?
На карте Пушкинского останутся лишь два региональных представительства: Волго-Вятский филиал в Нижнем Новгороде и Сибирский — в Томске.
Новый директор — новый вектор
Не стоит забывать и о кадровых изменениях в самом музее. В январе 2025 года директором ГМИИ стала Ольга Галактионова, ранее возглавлявшая РОСИЗО — один из главных центров в сфере музейной политики и выставочной деятельности.
Переосмысление роли музея в 21 веке
История с закрытием филиалов отражает более широкий тренд: музеи сегодня всё чаще становятся не просто хранилищами шедевров, но активными участниками общественного и культурного диалога. Это требует гибкости, мобильности и способности быстро реагировать на вызовы времени. Возможно, именно этим объясняется отказ от фиксированных пространств в пользу проектных форматов и временных альянсов.
Интересный факт: по данным ЮНЕСКО, за последние 10 лет доля временных выставок в крупных музеях Европы и США увеличилась на 40%, в то время как постоянные экспозиции всё чаще играют второстепенную роль.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru