Автомобиль ДПС
Автомобиль ДПС
Алексей Ларин Опубликована 23.05.2025 в 4:45

Тысячи россиян с опасными диагнозами остаются за рулём — и закон им пока не указ

Каждый день мы доверяем свою жизнь не только собственным навыкам за рулём, но и поведению других участников дорожного движения. Но что, если за рулём может оказаться человек, которому по медицинским причинам вообще нельзя садиться за руль?

Не видно — не значит, что нет

В России на дорогах ежедневно можно встретить водителей, которые формально не имеют права управлять автомобилем. Речь идёт о тех, чьё здоровье не соответствует требованиям безопасности, но они продолжают ездить — и вполне законно. Почему так происходит? Потому что система попросту не знает об их диагнозах.

Пресс-служба МВД России в комментарии "Газете.Ru" прямо признала: ведомство не может отследить таких граждан из-за отсутствия информационного обмена с Минздравом. Между двумя ключевыми ведомствами страны попросту нет отлаженного механизма взаимодействия по вопросам здоровья водителей.

"С учетом отсутствия межведомственного информационного взаимодействия между Минздравом России и МВД России по обмену информацией о гражданах, имеющих противопоказания к водительской деятельности, такие водители могут продолжать управлять транспортными средствами до истечения 10-летнего срока действия водительского удостоверения, что может угрожать безопасности дорожного движения", — сообщили в пресс-службе МВД.

Когда здоровье — формальность

Получив водительское удостоверение, человек может без ограничений пользоваться им в течение десяти лет — даже если за это время его здоровье серьёзно ухудшится. Никаких проверок "на входе" после получения прав не предусмотрено. Теоретически, водитель может лишиться сознания за рулём, но формально оставаться в статусе "годного".

Сама идея о регулярной проверке здоровья не нова. В некоторых странах, например в Германии, возрастные водители обязаны регулярно подтверждать свою медицинскую пригодность. В Японии водителей старше 75 лет ждёт обязательное тестирование на когнитивные способности.

В России же пока таких механизмов нет. И пока они не заработают, потенциально опасные водители останутся на дороге — с полными правами.

Закон в разработке

Официальной статистики по количеству водителей с опасными диагнозами в распоряжении МВД нет. То есть даже приблизительно оценить масштаб проблемы сложно.

Решить ситуацию намерены с помощью нового закона. В МВД уточнили, что сейчас разрабатывается нормативная база, которая позволит исключать таких водителей из дорожного движения. В Госдуме уже на рассмотрении находится законопроект №149503-8. Он предлагает внести изменения в ключевые статьи федеральных законов: "О безопасности дорожного движения" и "О персональных данных".

Профильный комитет Госдумы уже начал изучать документ. Основной задачей является выстраивание системы, при которой врачи смогут передавать информацию о противопоказаниях к вождению напрямую в МВД — без нарушения тайны пациента, но с приоритетом общественной безопасности.

Трудный баланс: права и безопасность

Такой подход вызывает вопросы не только технического, но и этического характера. Как совместить медицинскую тайну и необходимость защитить общество от потенциальной угрозы на дорогах? Кто будет решать, когда человек становится "негодным" к управлению? Не станет ли это поводом для злоупотреблений?

Сейчас очевидно одно: нынешняя система нуждается в серьёзной модернизации. И пока она буксует в законотворческой плоскости, десятки тысяч водителей с серьёзными заболеваниями продолжают ездить по дорогам страны — без нарушений закона, но с потенциальной угрозой для окружающих.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »