Автомобиль ДПС
Автомобиль ДПС
Алексей Ларин Опубликована 23.05.2025 в 4:45

Тысячи россиян с опасными диагнозами остаются за рулём — и закон им пока не указ

Каждый день мы доверяем свою жизнь не только собственным навыкам за рулём, но и поведению других участников дорожного движения. Но что, если за рулём может оказаться человек, которому по медицинским причинам вообще нельзя садиться за руль?

Не видно — не значит, что нет

В России на дорогах ежедневно можно встретить водителей, которые формально не имеют права управлять автомобилем. Речь идёт о тех, чьё здоровье не соответствует требованиям безопасности, но они продолжают ездить — и вполне законно. Почему так происходит? Потому что система попросту не знает об их диагнозах.

Пресс-служба МВД России в комментарии "Газете.Ru" прямо признала: ведомство не может отследить таких граждан из-за отсутствия информационного обмена с Минздравом. Между двумя ключевыми ведомствами страны попросту нет отлаженного механизма взаимодействия по вопросам здоровья водителей.

"С учетом отсутствия межведомственного информационного взаимодействия между Минздравом России и МВД России по обмену информацией о гражданах, имеющих противопоказания к водительской деятельности, такие водители могут продолжать управлять транспортными средствами до истечения 10-летнего срока действия водительского удостоверения, что может угрожать безопасности дорожного движения", — сообщили в пресс-службе МВД.

Когда здоровье — формальность

Получив водительское удостоверение, человек может без ограничений пользоваться им в течение десяти лет — даже если за это время его здоровье серьёзно ухудшится. Никаких проверок "на входе" после получения прав не предусмотрено. Теоретически, водитель может лишиться сознания за рулём, но формально оставаться в статусе "годного".

Сама идея о регулярной проверке здоровья не нова. В некоторых странах, например в Германии, возрастные водители обязаны регулярно подтверждать свою медицинскую пригодность. В Японии водителей старше 75 лет ждёт обязательное тестирование на когнитивные способности.

В России же пока таких механизмов нет. И пока они не заработают, потенциально опасные водители останутся на дороге — с полными правами.

Закон в разработке

Официальной статистики по количеству водителей с опасными диагнозами в распоряжении МВД нет. То есть даже приблизительно оценить масштаб проблемы сложно.

Решить ситуацию намерены с помощью нового закона. В МВД уточнили, что сейчас разрабатывается нормативная база, которая позволит исключать таких водителей из дорожного движения. В Госдуме уже на рассмотрении находится законопроект №149503-8. Он предлагает внести изменения в ключевые статьи федеральных законов: "О безопасности дорожного движения" и "О персональных данных".

Профильный комитет Госдумы уже начал изучать документ. Основной задачей является выстраивание системы, при которой врачи смогут передавать информацию о противопоказаниях к вождению напрямую в МВД — без нарушения тайны пациента, но с приоритетом общественной безопасности.

Трудный баланс: права и безопасность

Такой подход вызывает вопросы не только технического, но и этического характера. Как совместить медицинскую тайну и необходимость защитить общество от потенциальной угрозы на дорогах? Кто будет решать, когда человек становится "негодным" к управлению? Не станет ли это поводом для злоупотреблений?

Сейчас очевидно одно: нынешняя система нуждается в серьёзной модернизации. И пока она буксует в законотворческой плоскости, десятки тысяч водителей с серьёзными заболеваниями продолжают ездить по дорогам страны — без нарушений закона, но с потенциальной угрозой для окружающих.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Механики предупреждают: агрессивная езда повышает расход топлива до 40% сегодня в 4:15
Топливо уходит, а чек не горит: где искать утечку, которой нет

Почему даже исправный автомобиль начинает "есть" больше топлива и как вернуть ему экономичность — реальные причины, цифры и советы.

Читать полностью »
FOX 2: в Миссури женщина угнала машину, потому что устала идти пешком сегодня в 4:03
Когда усталость становится оправданием: зачем американка пошла на угон ради отдыха

Жительница Миссури устала идти пешком и решила сесть в чужой Hyundai прямо на заправке. Простая усталость обернулась уголовным делом и громким обсуждением по всей стране.

Читать полностью »
Стоимость эксплуатации Lada Vesta в такси в Москве составила 3,98 млн рублей за три года — данные НАПИ сегодня в 3:58
Такси на лезвии бритвы: сколько на самом деле стоит каждый километр пути для Lada Vesta

Сколько на самом деле стоит "прокрутить" Lada Vesta в такси три года при 360 000 км? Разбираем топливо, лизинг, шины и страховки, считаем себестоимость километра и годовой бюджет.

Читать полностью »
Минфин РФ: новая пошлина за маркировку товаров заработает с 1 января 2026 года сегодня в 3:15
Поддержка электроники или удар по автопрому: чем обернётся новая пошлина

С 2026 года в России вводят пошлину за внесение данных в систему "Честный знак". Эксперты предупреждают: автотовары могут подорожать, но насколько — пока неизвестно.

Читать полностью »
Автоюрист Воропаев: ущерб за повреждение автомобиля при работах ЖКХ должен возмещать заказчик сегодня в 2:53
Разгром от коммунальщиков: почему за ваш разбитый бампер должен платить дворник

Юрист рассказал, как действовать, если коммунальщики повредили автомобиль во дворе. Простая последовательность шагов поможет вернуть деньги за ремонт даже без свидетелей.

Читать полностью »
сегодня в 2:28
Solaris удвоил продажи и напугал конкурентов: что происходит на рынке авто

Продажи Solaris в России выросли почти вдвое, а завод в Санкт-Петербурге готовит новые модели. Узнаем, за счёт чего бренд стремительно завоевывает рынок.

Читать полностью »
Опытный дальнобойщик рассказал, что агрессия и усталость чаще всего приводят к ДТП сегодня в 1:48
Трасса не прощает вспышек: как эмоции за рулём становятся главным врагом водителя

Опытный дальнобойщик делится простыми, но эффективными советами, которые помогают водителям избегать аварий даже на самых сложных трассах.

Читать полностью »
РСА: за девять месяцев 2025 года 72% полисов ОСАГО оформили онлайн сегодня в 1:15
Цифровой прорыв на дорогах: бумажное ОСАГО стремительно уходит в прошлое

Россияне всё чаще выбирают е-ОСАГО вместо бумажных полисов. Мы выяснили, в каких регионах онлайн-страхование стало нормой и почему этот формат вытесняет классический.

Читать полностью »