
Тысячи россиян с опасными диагнозами остаются за рулём — и закон им пока не указ
Каждый день мы доверяем свою жизнь не только собственным навыкам за рулём, но и поведению других участников дорожного движения. Но что, если за рулём может оказаться человек, которому по медицинским причинам вообще нельзя садиться за руль?
Не видно — не значит, что нет
В России на дорогах ежедневно можно встретить водителей, которые формально не имеют права управлять автомобилем. Речь идёт о тех, чьё здоровье не соответствует требованиям безопасности, но они продолжают ездить — и вполне законно. Почему так происходит? Потому что система попросту не знает об их диагнозах.
Пресс-служба МВД России в комментарии "Газете.Ru" прямо признала: ведомство не может отследить таких граждан из-за отсутствия информационного обмена с Минздравом. Между двумя ключевыми ведомствами страны попросту нет отлаженного механизма взаимодействия по вопросам здоровья водителей.
"С учетом отсутствия межведомственного информационного взаимодействия между Минздравом России и МВД России по обмену информацией о гражданах, имеющих противопоказания к водительской деятельности, такие водители могут продолжать управлять транспортными средствами до истечения 10-летнего срока действия водительского удостоверения, что может угрожать безопасности дорожного движения", — сообщили в пресс-службе МВД.
Когда здоровье — формальность
Получив водительское удостоверение, человек может без ограничений пользоваться им в течение десяти лет — даже если за это время его здоровье серьёзно ухудшится. Никаких проверок "на входе" после получения прав не предусмотрено. Теоретически, водитель может лишиться сознания за рулём, но формально оставаться в статусе "годного".
Сама идея о регулярной проверке здоровья не нова. В некоторых странах, например в Германии, возрастные водители обязаны регулярно подтверждать свою медицинскую пригодность. В Японии водителей старше 75 лет ждёт обязательное тестирование на когнитивные способности.
В России же пока таких механизмов нет. И пока они не заработают, потенциально опасные водители останутся на дороге — с полными правами.
Закон в разработке
Официальной статистики по количеству водителей с опасными диагнозами в распоряжении МВД нет. То есть даже приблизительно оценить масштаб проблемы сложно.
Решить ситуацию намерены с помощью нового закона. В МВД уточнили, что сейчас разрабатывается нормативная база, которая позволит исключать таких водителей из дорожного движения. В Госдуме уже на рассмотрении находится законопроект №149503-8. Он предлагает внести изменения в ключевые статьи федеральных законов: "О безопасности дорожного движения" и "О персональных данных".
Профильный комитет Госдумы уже начал изучать документ. Основной задачей является выстраивание системы, при которой врачи смогут передавать информацию о противопоказаниях к вождению напрямую в МВД — без нарушения тайны пациента, но с приоритетом общественной безопасности.
Трудный баланс: права и безопасность
Такой подход вызывает вопросы не только технического, но и этического характера. Как совместить медицинскую тайну и необходимость защитить общество от потенциальной угрозы на дорогах? Кто будет решать, когда человек становится "негодным" к управлению? Не станет ли это поводом для злоупотреблений?
Сейчас очевидно одно: нынешняя система нуждается в серьёзной модернизации. И пока она буксует в законотворческой плоскости, десятки тысяч водителей с серьёзными заболеваниями продолжают ездить по дорогам страны — без нарушений закона, но с потенциальной угрозой для окружающих.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru