Jawa 750
Jawa 750
Евгений Акопян Опубликована сегодня в 3:26

Маленькое купе Jawa 750 оказалось быстрее, чем думали — уникальная история в музее

В Чехии сохранился единственный экземпляр спортивного автомобиля Jawa 750 1935 года

В Национальном техническом музее в Праге уже несколько десятилетий хранится уникальный экспонат — малолитражное спортивное купе Jawa 750. Несмотря на то что марка Jawa ассоциируется у большинства с мотоциклами, именно этот автомобиль стал одной из самых ярких страниц в истории чехословацкого автопрома.

Как мотоциклы привели к автомобилям

Основатель Jawa Франтишек Янечек начал с мотоциклов в 1929 году, но вскоре увидел в легковых машинах новый рынок. Для запуска серийного производства он заключил лицензионное соглашение с Йоргеном Скафте Расмуссеном из Auto Union, что позволило создавать автомобили на базе разработок немецкой компании DKW.

Первым стал Jawa 700, а уже в 1934 году на его основе появились спортивные версии. Именно тогда фирма рискнула принять участие в престижной гонке "1000 миль Чехословакии".

Первые старты и неудачи

В гонке участвовали два автомобиля: родстер и аэродинамическое купе от кузовного ателье Пауля Джарея. За рулём родстера был Антонин Витвар, но его машина сошла с трассы из-за поломки. Зато купе показало впечатляющий результат: второе место в классе 750 см³ со средней скоростью 71,4 км/ч. Этот успех привлёк к марке внимание публики и укрепил её позиции.

Год триумфа

Воодушевлённый результатами, Янечек построил шесть спортивных машин специально для гонки 1935 года. Три родстера и три купе, все красного цвета, стартовали с пилотами в белых комбинезонах и красных шлемах. Итог оказался ошеломляющим: первые три места в своём классе и специальная награда из рук президента Эдварда Бенеша. Победивший родстер показал рекордную скорость — 83,7 км/ч.

Однако компания решила не превращать успех в рекламную кампанию. Соревнования того года были омрачены трагическими авариями, и память о гонке осталась противоречивой.

Единственный уцелевший экземпляр

До наших дней дожил лишь один автомобиль из той легендарной серии — купе, которое можно увидеть в музее. Машина поступила туда в 1992 году в крайне запущенном состоянии: коррозия и гниение угрожали уничтожить уникат. В 2001–2005 годах автомобиль прошёл дорогостоящую реставрацию, став одним из самых сложных проектов для музея.

Технические особенности и стиль эпохи

Jawa 750 получила усовершенствованный двигатель объёмом 745 см³ мощностью 26 л. с., что позволило развивать скорость до 120 км/ч. Коробка передач была трёхступенчатой, а вес купе составлял всего 705 кг.

Дизайн также выделял машину: отсутствие наружных дверных ручек и зеркал заднего вида, минимализм ради улучшения аэродинамики. В 1935 году на конкурсе элегантности в Лугачовице эта модель была удостоена награды, подтвердив свою не только спортивную, но и эстетическую ценность.

Забытая глава

Сегодня Jawa 750 воспринимается как редкая и почти забытая глава в истории чехословацкого автомобилестроения. Но в стенах музея её красный кузов продолжает напоминать о том коротком моменте, когда Jawa пыталась соперничать с лучшими гоночными марками Европы.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Автоэксперты: привычка держать ногу на сцеплении сокращает срок службы узла в 3 раза сегодня в 4:53

Маленькая привычка за рулём, которая убивает сцепление быстрее всего

Обычная привычка многих водителей сокращает срок службы автомобиля вдвое. Эксперты рассказали, почему нельзя держать ногу на педали сцепления.

Читать полностью »
ADAC протестировал всесезонные шины: четыре модели сравнялись с летними и зимними сегодня в 4:28

Тесты на снегу, льду и мокром асфальте обернулись сенсацией — некоторые шины удивили всех

Эксперты ADAC протестировали всесезонные шины: выяснилось, какие модели готовы заменить сезонные комплекты, а какие опасны даже в дождь.

Читать полностью »
Renault Megane, Ford Kuga и Chevrolet Cruze названы надёжными машинами до 1 млн рублей сегодня в 3:50

Машины, которые не боятся времени: пока другие ржавеют, они живут

Можно ли за миллион рублей купить авто с "вечным" мотором? Пять моделей, которые в России ценят за надёжность и доступное содержание.

Читать полностью »
Секреты проверки подержанных автомобилей: как выявить скрытые дефекты вчера в 23:07

Покупка подержанного автомобиля: как избежать обмана и сэкономить деньги

Перекупщики научились обманывать даже профессиональное оборудование. Капитан полиции рассказал, где искать скрытые дефекты в подержанных авто. Читайте, чтобы не купить "кота в мешке".

Читать полностью »
Мошенники используют номера телефонов с лобовых стёкол для кражи денег — данные полиции вчера в 22:59

Доброта, которая обходится дорого: почему нельзя оставлять номер на парковке

Мошенники научились обманывать водителей через номера на лобовом стекле. Полиция раскрыла схему: как злоумышленники выманивают деньги и почему нельзя называть CVC-код.

Читать полностью »
Как поворотники большегрузов могут влиять на безопасность на дороге вчера в 22:50

Водители автобусов и фур: что они пытаются сказать с помощью поворотников

Зачем водители автобусов и фур включают поворотники, но продолжают движение прямо? Узнайте, как они общаются на дороге и что это значит для вас!

Читать полностью »
вчера в 21:47

Куда чаще всего россияне ездят на такси: ответ ломает привычные стереотипы

Почему россияне чаще вызывают такси, а не садятся за руль собственного авто? Результаты опроса показали неожиданные маршруты и интересные привычки водителей.

Читать полностью »
Lada Niva и УАЗ вошли в список самых дешёвых машин с полным приводом вчера в 20:42

Дешёвый полный привод: какие машины удивили ценой и не оставили шансов конкурентам

Журналисты назвали самые доступные автомобили с полным приводом в России: от легендарной Lada Niva до флагмана УАЗ "Патриот". Узнайте, кто в списке.

Читать полностью »