Jawa 750
Jawa 750
Евгений Акопян Опубликована 18.08.2025 в 3:26

Маленькое купе Jawa 750 оказалось быстрее, чем думали — уникальная история в музее

В Чехии сохранился единственный экземпляр спортивного автомобиля Jawa 750 1935 года

В Национальном техническом музее в Праге уже несколько десятилетий хранится уникальный экспонат — малолитражное спортивное купе Jawa 750. Несмотря на то что марка Jawa ассоциируется у большинства с мотоциклами, именно этот автомобиль стал одной из самых ярких страниц в истории чехословацкого автопрома.

Как мотоциклы привели к автомобилям

Основатель Jawa Франтишек Янечек начал с мотоциклов в 1929 году, но вскоре увидел в легковых машинах новый рынок. Для запуска серийного производства он заключил лицензионное соглашение с Йоргеном Скафте Расмуссеном из Auto Union, что позволило создавать автомобили на базе разработок немецкой компании DKW.

Первым стал Jawa 700, а уже в 1934 году на его основе появились спортивные версии. Именно тогда фирма рискнула принять участие в престижной гонке "1000 миль Чехословакии".

Первые старты и неудачи

В гонке участвовали два автомобиля: родстер и аэродинамическое купе от кузовного ателье Пауля Джарея. За рулём родстера был Антонин Витвар, но его машина сошла с трассы из-за поломки. Зато купе показало впечатляющий результат: второе место в классе 750 см³ со средней скоростью 71,4 км/ч. Этот успех привлёк к марке внимание публики и укрепил её позиции.

Год триумфа

Воодушевлённый результатами, Янечек построил шесть спортивных машин специально для гонки 1935 года. Три родстера и три купе, все красного цвета, стартовали с пилотами в белых комбинезонах и красных шлемах. Итог оказался ошеломляющим: первые три места в своём классе и специальная награда из рук президента Эдварда Бенеша. Победивший родстер показал рекордную скорость — 83,7 км/ч.

Однако компания решила не превращать успех в рекламную кампанию. Соревнования того года были омрачены трагическими авариями, и память о гонке осталась противоречивой.

Единственный уцелевший экземпляр

До наших дней дожил лишь один автомобиль из той легендарной серии — купе, которое можно увидеть в музее. Машина поступила туда в 1992 году в крайне запущенном состоянии: коррозия и гниение угрожали уничтожить уникат. В 2001–2005 годах автомобиль прошёл дорогостоящую реставрацию, став одним из самых сложных проектов для музея.

Технические особенности и стиль эпохи

Jawa 750 получила усовершенствованный двигатель объёмом 745 см³ мощностью 26 л. с., что позволило развивать скорость до 120 км/ч. Коробка передач была трёхступенчатой, а вес купе составлял всего 705 кг.

Дизайн также выделял машину: отсутствие наружных дверных ручек и зеркал заднего вида, минимализм ради улучшения аэродинамики. В 1935 году на конкурсе элегантности в Лугачовице эта модель была удостоена награды, подтвердив свою не только спортивную, но и эстетическую ценность.

Забытая глава

Сегодня Jawa 750 воспринимается как редкая и почти забытая глава в истории чехословацкого автомобилестроения. Но в стенах музея её красный кузов продолжает напоминать о том коротком моменте, когда Jawa пыталась соперничать с лучшими гоночными марками Европы.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »