
Режиссёр "Бразилии" раскритиковал кино будущего — его слова не забудут в Голливуде
Почему один из самых смелых и изобретательных режиссёров современности оказался в тени кинопроизводства? Терри Гиллиам, автор культовых лент "Бразилия" и "Воображариум доктора Парнаса", вновь пытается воплотить безумную мечту — снять фильм, в котором Бог решает стереть человечество с лица Земли. Всё бы ничего, если бы не одно "но": мир кино больше не хочет рисковать.
Звёзды в деле — а денег нет
Проект Гиллиама с почти апокалиптическим названием — "Карнавал в конце дней". Идея родилась ещё в 2020 году, когда, по словам самого режиссёра, он почувствовал себя "старым пердуном" и решил подключить к сценарию молодого британского драматурга Кристофера Бретта Бейли. Вместе они написали сатирический сценарий, полный чёрного юмора и абсурда — в лучших традициях Гиллиама.
В главных ролях должны были сняться Джонни Депп, Адам Драйвер, Джефф Бриджес и Джейсон Момоа. Звёздный состав? Без сомнений. Однако даже это не помогло убедить студии и продюсеров вложиться в проект.
"Кинопроизводство, думаю, теперь другое, и продюсеры, финансисты, студии в наши дни очень робкие", — объяснил Гиллиам.
В обход агентов и Голливуда
Сценарий режиссёр рассылал актёрам напрямую — минуя агентов. Такое решение он принял после совета одного из голливудских коллег, прочитавших материал.
"Не позволяй никому другому читать это в Голливуде. Ты больше никогда не будешь работать, приятель", — передал Гиллиам.
Он был уверен, что ни одна студия не откажется от фильма с таким кастом. Но кинобизнес оказался осторожнее, чем он предполагал. Сегодня, считает Гиллиам, даже талант и оригинальность не спасают, если твои идеи не укладываются в рамки индустриальных трендов.
Когда искусство умирает от совершенства
"Я смотрю фильмы сейчас и вижу, что это технически очень искусные фильмы, но не делающие ничего, чтобы изменить мой взгляд на мир. Они не шокируют меня. Они не заставляют меня задуматься. Я нахожу это удручающим, и это вынуждает меня чувствовать себя старым", — признался он.
По мнению режиссёра, современные фильмы слишком "вылизаны" и лишены духа эксперимента. А режиссёры с идеями, которые "пытаются заставить людей думать", просто не находят финансирования.
Между двумя бюджетами
После долгих лет борьбы за каждый проект Гиллиам оказался в финансовой западне. Его предыдущий фильм — "Человек, который убил Дон Кихота" — стоил около 20 миллионов долларов. И хотя он всё же был снят, случилось это не благодаря системе, а благодаря, как говорит сам автор, "крестной фее", которая принесла недостающие деньги.
"Я не знаю больше, как делать фильмы дешево, поскольку мои идеи стали неизменно масштабнее. Я как бы попал в ловушку между бюджетами независимых фильмов и бюджетами студий", — делится он.
Тем не менее актёры "Карнавала в конце дней" согласились работать за гонорары ниже своих обычных ставок. Так что Гиллиам всё ещё надеется воплотить проект.
"Через пару лет я готов вернуться и снова поговорить со студиями", — сказал он, правда, не исключая, что может остаться без работы ещё лет на десять.
Большой экран как храм
Хотя режиссёр не против сотрудничать с платформами вроде Netflix или Amazon, он по-прежнему остаётся убеждённым сторонником кинозала.
"Вы платите деньги, вы идёте в этот собор тьмы, где есть экран, и вы начинаете [смотреть фильм] с позиции уважения к кино", — говорит он.
Гиллиам категорически не приемлет "кино на ладони" — просмотр фильмов на смартфоне вызывает у него гнев, граничащий с отчаянием.
"Когда я езжу в метро здесь, в Лондоне, и вижу, как кто‑то смотрит "Звёздные войны" на своём айфоне, мне хочется вытащить его и пристрелить. Вся суть в изображении, в гигантской презентации, где мы, зрители, малы в сравнении, а не наоборот — вот моя большая голова и мой маленький айфон. Это неправильные взаимоотношения", — говорит режиссёр.
Интересные факты
-
Терри Гиллиам — единственный американец, ставший официальным участником культовой британской комик-группы Monty Python.
-
Его проект "Человек, который убил Дон Кихота" был одним из самых "проклятых" фильмов в истории кино — на его создание ушло почти 30 лет.
-
В 1985 году студия Universal пыталась перемонтировать "Бразилию" без ведома режиссёра, чтобы сделать концовку "более счастливой" — Гиллиам боролся за своё видение фильма в открытую, даже разместив в газетах объявления с критикой студии.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru