
Кондиционер дует огнём, а не холодом: как одна деталь всё портит — и что можно сделать
Кондиционер греет вместо того, чтобы охлаждать? Это может быть тревожным сигналом, особенно в разгар летней жары. И если из дефлекторов в салоне внезапно начинает дуть горячий воздух — не спешите списывать всё на капризную технику. За этим явлением могут стоять вполне понятные причины, а некоторые из них — даже предсказуемые.
Почему кондиционер начинает греть
На первый взгляд кажется нелогичным: включаешь кондиционер, а в ответ — жаркий поток, словно из обогревателя. Но если система утратила хладагент, воздух будет нагреваться, а не охлаждаться. Это связано с тем, как устроена система кондиционирования: без фреона она перестаёт выполнять свою главную функцию — забирать тепло из воздуха и отводить его наружу. А пока новый хладагент не заправлен, от кондиционера ждать прохлады бессмысленно.
Движение или пробка: влияет ли это?
Да, и весьма существенно. Когда автомобиль находится в движении, особенно на трассе, температура поступающего воздуха близка к температуре окружающей среды. Но если вы застряли в пробке — готовьтесь к настоящей парилке.
Дело в том, что воздух, поступающий в салон, забирается снаружи — из-под щели между капотом и лобовым стеклом. И там он неизбежно нагревается: во-первых, от двигателя, во-вторых, от разогретого на солнце кузова. Причём, если машина тёмного цвета, эффект усиливается. Дополнительное тепло поступает и от деталей двигателя, особенно в зависимости от его компоновки.
Катколлектор и турбина — скрытые источники жара
Не все знают, но важную роль играет и расположение выпускного коллектора (катколлектора). У большинства легковых автомобилей двигатель расположен поперечно. Если катколлектор находится в передней части мотора, между двигателем и радиатором, он меньше влияет на нагрев салонного воздуха. Но если он расположен ближе к моторному щиту — считайте, вам не повезло: тепло будет активно передаваться в зону, где воздух попадает в климатическую установку.
Ещё опаснее ситуация, если рядом с моторным щитом расположен турбокомпрессор. На высоких нагрузках он раскаляется до такой степени, что корпус турбины буквально светится. В таких условиях воздух может попасть в салон уже почти горячим.
Неисправности внутри системы
Многие современные автомобили устроены так, что воздух всегда проходит через испаритель кондиционера. А вот подача тёплого воздуха с отопителя — опциональна, она регулируется заслонкой. Это решение пришло на смену старым кранам, которые перекрывали циркуляцию охлаждающей жидкости.
Со временем механизмы заслонок изнашиваются. Заслонка может деформироваться, привод может выйти из строя. Если он механический — нередко проблема в тросике, который соскочил или заел. Если электрический — причина может быть глубже, включая сбой управления или заклинивание сервоприводов.
Иногда водители пытаются бороться с жарой, пережимая шланг с антифризом, ведущий к радиатору отопителя. Делать этого категорически не стоит: старый шланг может потечь, а при нарушении циркуляции охлаждающей жидкости двигатель перегреется — и тогда последствия будут куда серьезнее, чем просто духота в салоне.
Что делать, если ремонт откладывается
Если починить кондиционер сразу невозможно, а ездить приходится каждый день — используйте советы, проверенные веками. Караванщики в пустынях знали: если воздух чуть холоднее тела, он охлаждает. Но если теплее — лучше от него изолироваться.
Так же и в машине. Если воздух из вентиляции горячий — закройте заслонки, выключите климатическую установку и переключите систему на внутреннюю циркуляцию, чтобы не допускать самотёка. Окна при этом стоит открыть: пусть в салон поступает хотя бы наружный воздух.
Спасение — в бачке омывателя
Необычный, но эффективный способ — использовать бачок стеклоомывателя как источник прохлады. Слейте жидкость и залейте обычную воду. В жаркую погоду, особенно при движении по трассе, периодически омывайте лобовое стекло. Вода будет испаряться, и это позволит немного охладить поток воздуха, который проходит через зону воздухозабора.
Этот эффект особенно заметен у автомобилей, где воздух поступает через щель у нижней части лобового стекла: испаряющаяся влага охлаждает сам кузов, и нагрев потока снижается.
Осторожнее с открытыми окнами
Движение с открытыми окнами — мера временная. Сильный поток может привести к простуде, особенно если организм не привык к такому способу проветривания. Да и уровень шума в салоне возрастает.
И не забывайте об элементарной гидратации. В жару организму особенно важно получать достаточно жидкости, желательно простой воды без сахара и газа.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru