АЗС
АЗС
Алексей Ларин Опубликована 04.07.2025 в 4:40

Этот бензин меняет характер машины за минуту — но эффект появляется только у определённых авто

Некоторые водители готовы платить больше за топливо, надеясь, что это поможет их машине ехать бодрее. Особенно после появления на заправках "спортивного" АИ-100 — самого высокооктанового бензина в линейке, который часто рекламируют как топливо нового поколения. Но действительно ли он способен превратить ваш автомобиль в гоночный болид — или это маркетинговый миф?

Что стоит за цифрами в маркировке бензина

Топливо АИ-92, АИ-95, АИ-98 и АИ-100 различается не по количеству энергии, которое выделяется при сгорании — в этом плане они примерно равны. Главное их отличие — в детонационной стойкости, то есть способности выдерживать высокие температуры и давление без самовоспламенения.

Чем выше октановое число, тем устойчивее топливо к детонации. А это критически важно для современных двигателей с высокой степенью сжатия, особенно турбированных. Их проектируют под экологические стандарты Евро 6, а значит, они требуют "чистого" и стойкого топлива.

"Современные моторы под Евро 6 проектируются под высокооктановое топливо. Они не только экономичны, но и чувствительны к качеству бензина", — говорят инженеры автопроизводителей.

Какие двигатели готовы к АИ-100

Не все автомобили одинаково реагируют на "сотый" бензин. Нужно различать машины, которые были изначально разработаны под АИ-98 или АИ-100, и те, что рассчитаны на скромный АИ-92.

В России около 70% автомобилей — это модели, изначально спроектированные для 92-го бензина. Это ВАЗовская классика: 2110, 2114, 2107, 2109, LADA Granta, Priora, Niva и другие.

Для них заливка АИ-100 не опасна, но и бесполезна с точки зрения прироста мощности. Эти двигатели имеют низкую степень сжатия, и система зажигания не сможет адаптироваться так, чтобы использовать преимущества более стойкого топлива.

"Даже если залить в Granta АИ-100, сил прибавится не больше, чем от добавления спортивного руля", — шутят механики.

Когда октановое число действительно важно

Моторы, рассчитанные на АИ-98 и выше, обладают высокой степенью сжатия и сложной архитектурой впрыска и зажигания. Если их долго кормить АИ-95 или даже АИ-92, система управления двигателем будет постоянно работать в режиме самозащиты.

Алгоритмы ЭБУ (электронного блока управления) откатывают угол зажигания, снижая риск детонации. Да, это спасает мотор от повреждений, но и лишает его до 20% мощности.

"При детонации поршень получает ударную волну раньше времени, что может вызвать его перекос и задиры на стенках цилиндров, — поясняют инженеры. — Чтобы избежать этого, ЭБУ снижает производительность мотора".

Именно поэтому водители машин, рассчитанных на АИ-98+, при переходе на топливо АИ-100 могут ощутить заметный прирост тяги и отзывчивости — как только система вернёт оптимальные настройки.

Почему нельзя "разогнать" двигатель АИ-92 с помощью АИ-100

Старая техника — это не гонщик на пенсии, которого можно вернуть в форму с помощью новой диеты. Двигатели, созданные под АИ-92, имеют иные конструктивные особенности: простую систему впрыска, низкую степень сжатия и ограничения по детонационной нагрузке. Всё, что они могут извлечь из дорогого бензина — это его цена.

Инженеры объясняют: "Если степень сжатия низкая, то даже высокооктановое топливо не создаст нужных условий для увеличения мощности. У мотора просто нет запаса прочности для новых режимов".

Добавим к этому тот факт, что электроника в таких машинах, как правило, либо отсутствует, либо очень примитивна. Никакой адаптации под новое топливо не происходит, а значит — никаких бонусов тоже нет.

Что будет, если заливать бензин с октановым числом ниже рекомендуемого

Вот тут как раз начинаются настоящие проблемы. Низкооктановое топливо в двигателях с высокой степенью сжатия может спровоцировать детонации. Это крайне вредные процессы, при которых топливо вспыхивает ещё до того, как поршень достигнет верхней точки хода.

Возникает как бы "обратная" волна давления — и она буквально бьёт по поршню в лоб. В результате происходит перегрев, повреждение юбок поршней, задиры в цилиндрах и в худших случаях — капитальный ремонт.

Производители стараются защитить двигатели от этих сценариев с помощью электронных "подушек безопасности" в виде корректировок зажигания. Но это лишь временное решение. В режиме активной езды защита не всегда спасает.

Итак, заливаем АИ-100?

Если ваша машина — это современный турбированный автомобиль, прошедший сертификацию под Евро 6 и ориентированный на АИ-98 или АИ-100, тогда да: переход на "сотый" бензин позволит раскрыть потенциал двигателя. Но это работает только в случае, если ранее использовалось более дешёвое и неподходящее топливо.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Юрист Орест Мацала: Россия признаёт решения о лишении прав за границей сегодня в 0:27
Одни страны позволяют чуть-чуть, другие не прощают ни капли: правила пьянства за рулём

Во сколько бокалов "оценивают" вождение в разных странах и можно ли потерять российские права, если вас поймали нетрезвым за границей — разбираемся подробно.

Читать полностью »
BYD обогнала Tesla по продажам электромобилей в 2025 году — данные аналитиков сегодня в 0:21
Илон Маск проиграл китайцам: как BYD лишил Tesla короны мирового лидера

Китайская BYD впервые обошла Tesla по продажам электрокаров, и теперь эксперты спорят, сможет ли Илон Маск вернуть лидерство компании.

Читать полностью »
При загоревшейся лампочке топлива можно проехать 70–100 км вчера в 23:35
Лампочка топлива мигает — а вы уже паникуете? Эксперт раскрыл главную автомобильную ловушку

Загорелась лампочка топлива — не спешите на первую попавшуюся заправку. Моторист объяснил, почему торопливость может обернуться ремонтом, а спокойствие — экономией.

Читать полностью »
Сверление катализатора приводит к поломке двигателя вчера в 23:32
Сверление катализатора — это бомба замедленного действия в вашем автомобиле

Автомеханики всё чаще сталкиваются с "народным лайфхаком" — сверлением катализатора. Разбираемся, зачем это делают водители и почему такое решение может стоить двигателя.

Читать полностью »
Галогенные фары оказались эффективнее LED в зимних условиях вчера в 22:40
Галогенные фары — это не прошлый век: 3 причины, почему они спасают жизни

Светодиоды считаются современнее, но в некоторых ситуациях старые добрые галогенные фары дают фору новинкам — и по цене, и по безопасности.

Читать полностью »
За использование магнитной рамки для скрытия номера грозит штраф 5000 рублей и лишение прав вчера в 22:38
Магнитные рамки на номерах: от экономии до суда один шаг

Магнитная рамка для номера кажется безобидным аксессуаром, но её использование для сокрытия регистрационного знака грозит штрафами и лишением прав — разберёмся, почему.

Читать полностью »
вчера в 21:56
Машина стареет быстрее хозяина: как пятилетние авто вдруг стали мечтой россиян

В России растёт интерес к пятилетним автомобилям — особенно к отечественным моделям. Какие марки лидируют и стоит ли покупать такие машины прямо сейчас?

Читать полностью »
Tesla запатентовала надувной спойлер с автоматическим изменением формы для Cybertruck вчера в 20:52
Металл больше не нужен: как Tesla уничтожила сам смысл слова "спойлер"

Tesla снова впереди: Cybertruck получит спойлер, который не из металла, а из воздуха. Как работает это чудо инженерии — и что оно даст водителям?

Читать полностью »