
Этот бензин меняет характер машины за минуту — но эффект появляется только у определённых авто
Некоторые водители готовы платить больше за топливо, надеясь, что это поможет их машине ехать бодрее. Особенно после появления на заправках "спортивного" АИ-100 — самого высокооктанового бензина в линейке, который часто рекламируют как топливо нового поколения. Но действительно ли он способен превратить ваш автомобиль в гоночный болид — или это маркетинговый миф?
Что стоит за цифрами в маркировке бензина
Топливо АИ-92, АИ-95, АИ-98 и АИ-100 различается не по количеству энергии, которое выделяется при сгорании — в этом плане они примерно равны. Главное их отличие — в детонационной стойкости, то есть способности выдерживать высокие температуры и давление без самовоспламенения.
Чем выше октановое число, тем устойчивее топливо к детонации. А это критически важно для современных двигателей с высокой степенью сжатия, особенно турбированных. Их проектируют под экологические стандарты Евро 6, а значит, они требуют "чистого" и стойкого топлива.
"Современные моторы под Евро 6 проектируются под высокооктановое топливо. Они не только экономичны, но и чувствительны к качеству бензина", — говорят инженеры автопроизводителей.
Какие двигатели готовы к АИ-100
Не все автомобили одинаково реагируют на "сотый" бензин. Нужно различать машины, которые были изначально разработаны под АИ-98 или АИ-100, и те, что рассчитаны на скромный АИ-92.
В России около 70% автомобилей — это модели, изначально спроектированные для 92-го бензина. Это ВАЗовская классика: 2110, 2114, 2107, 2109, LADA Granta, Priora, Niva и другие.
Для них заливка АИ-100 не опасна, но и бесполезна с точки зрения прироста мощности. Эти двигатели имеют низкую степень сжатия, и система зажигания не сможет адаптироваться так, чтобы использовать преимущества более стойкого топлива.
"Даже если залить в Granta АИ-100, сил прибавится не больше, чем от добавления спортивного руля", — шутят механики.
Когда октановое число действительно важно
Моторы, рассчитанные на АИ-98 и выше, обладают высокой степенью сжатия и сложной архитектурой впрыска и зажигания. Если их долго кормить АИ-95 или даже АИ-92, система управления двигателем будет постоянно работать в режиме самозащиты.
Алгоритмы ЭБУ (электронного блока управления) откатывают угол зажигания, снижая риск детонации. Да, это спасает мотор от повреждений, но и лишает его до 20% мощности.
"При детонации поршень получает ударную волну раньше времени, что может вызвать его перекос и задиры на стенках цилиндров, — поясняют инженеры. — Чтобы избежать этого, ЭБУ снижает производительность мотора".
Именно поэтому водители машин, рассчитанных на АИ-98+, при переходе на топливо АИ-100 могут ощутить заметный прирост тяги и отзывчивости — как только система вернёт оптимальные настройки.
Почему нельзя "разогнать" двигатель АИ-92 с помощью АИ-100
Старая техника — это не гонщик на пенсии, которого можно вернуть в форму с помощью новой диеты. Двигатели, созданные под АИ-92, имеют иные конструктивные особенности: простую систему впрыска, низкую степень сжатия и ограничения по детонационной нагрузке. Всё, что они могут извлечь из дорогого бензина — это его цена.
Инженеры объясняют: "Если степень сжатия низкая, то даже высокооктановое топливо не создаст нужных условий для увеличения мощности. У мотора просто нет запаса прочности для новых режимов".
Добавим к этому тот факт, что электроника в таких машинах, как правило, либо отсутствует, либо очень примитивна. Никакой адаптации под новое топливо не происходит, а значит — никаких бонусов тоже нет.
Что будет, если заливать бензин с октановым числом ниже рекомендуемого
Вот тут как раз начинаются настоящие проблемы. Низкооктановое топливо в двигателях с высокой степенью сжатия может спровоцировать детонации. Это крайне вредные процессы, при которых топливо вспыхивает ещё до того, как поршень достигнет верхней точки хода.
Возникает как бы "обратная" волна давления — и она буквально бьёт по поршню в лоб. В результате происходит перегрев, повреждение юбок поршней, задиры в цилиндрах и в худших случаях — капитальный ремонт.
Производители стараются защитить двигатели от этих сценариев с помощью электронных "подушек безопасности" в виде корректировок зажигания. Но это лишь временное решение. В режиме активной езды защита не всегда спасает.
Итак, заливаем АИ-100?
Если ваша машина — это современный турбированный автомобиль, прошедший сертификацию под Евро 6 и ориентированный на АИ-98 или АИ-100, тогда да: переход на "сотый" бензин позволит раскрыть потенциал двигателя. Но это работает только в случае, если ранее использовалось более дешёвое и неподходящее топливо.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru