Автомобиль на закате
Автомобиль на закате
Алексей Ларин Опубликована 13.06.2025 в 9:45

Фары включены — штраф готов: водители теряют деньги на ровном месте, а всё из-за одной мелкой детали

Включенные фары днём — это не просто формальность, а обязательное требование Правил дорожного движения в России. Однако на практике соблюдение этих правил часто оставляет желать лучшего. Как утверждает автоюрист, значительная часть российских автомобилистов либо забывает, либо сознательно пренебрегает световыми сигналами. И хотя наказание за подобные нарушения не изменилось в 2025 году, именно эта часть ПДД регулярно становится предметом недопонимания и споров.

Когда фары — не выбор, а обязанность

Каждый водитель обязан включать фары в зависимости от погодных условий и времени суток. В светлое время дня достаточно дневных ходовых огней или ближнего света. При этом, если на машине нет дневных ходовых огней, ближний свет становится обязательным.

Когда погода портится — туман, дождь, снег или просто пасмурно — ближний свет становится не опцией, а необходимостью. Если водитель решит "сэкономить" на свете, рискует не только штрафом, но и безопасностью своей и окружающих.

В условиях загородной дороги без освещения разрешается использование дальнего света, но при одном важном условии — если на расстоянии до 200 метров нет встречных машин. В противном случае дальний свет обязан быть немедленно выключен, иначе это может привести к аварийной ситуации.

Штрафуют ли на самом деле?

Формально, за неправильное использование оптики предусмотрен штраф — 500 рублей. Однако автоинспекторы редко штрафуют за такое нарушение отдельно. Чаще всего нарушение всплывает во время остановки для проверки документов или если поведение водителя кажется инспектору подозрительным. Именно эта практика создаёт иллюзию безнаказанности и, как следствие, — халатное отношение к правилам использования света.

Тем не менее, не стоит расслабляться: если вследствие ошибки в использовании фар произойдёт ДТП, вина может быть возложена на водителя, нарушившего правила. Особенно в тех случаях, когда есть запись с видеорегистратора, подтверждающая неправильное поведение.

Свет — это не мелочь

Немало водителей недооценивают значение корректной работы оптики. А зря. Отсутствие света — один из частых факторов ДТП в условиях плохой видимости. Речь идёт не только о ночных поездках, но и об участках дорог с некачественным искусственным освещением, сложным рельефом или пересечённой местностью.

К примеру, если автомобиль, едущий навстречу, неожиданно оказывается "невидимым" из-за отсутствия фар, у другого водителя просто не будет времени среагировать. Иногда счёт идёт на секунды. Особенно это критично в осенне-зимний период, когда световой день короткий, а погодные условия меняются стремительно.

Не только фары: какие ещё сигналы важны?

Наряду с фарами, в ПДД также прописаны правила использования задних габаритов и противотуманных фонарей — при наличии последних в конструкции автомобиля. И да, нарушение правил их применения также подпадает под тот же штраф в 500 рублей.

Кроме того, нельзя забывать об указателях поворота. Их некорректное использование, а особенно полное игнорирование, также может стать причиной аварии — и предметом административной ответственности.

Свет как элемент культуры вождения

Автоюристы подчёркивают: чем меньше наказание — тем выше уровень самосознания должен быть у водителя. Использование оптики — это вопрос не только правил, но и уважения к другим участникам дорожного движения.

В странах с высоким уровнем безопасности на дорогах (например, в Швеции или Норвегии) дневной свет обязателен круглый год, и водители даже не задумываются о его включении — он работает автоматически. Такой подход экономит нервы, жизни и уменьшает статистику аварий.

Несколько интересных фактов:

  • В Финляндии с 1972 года действует правило обязательного включения ближнего света днём, что в дальнейшем переняли и другие северные страны.

  • Согласно исследованию Европейской комиссии, использование дневного света снижает риск аварии на 10-15%.

  • Современные автомобили всё чаще оснащаются системой автоматического включения ближнего света, при этом в ПДД пока не прописан обязательный контроль за исправностью этих систем.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »