
Галоген, ксенон или светодиод — как замена одной лампы может оставить без прав на целый год
Как думаете, что объединяет чувство уверенности, экономию и немного гордости за себя? Ответ прост: умение самостоятельно менять лампы в фарах. Если вы уже справляетесь с заменой щёток стеклоочистителя, пора осваивать следующий шаг на пути к автономии — замену источников света. Это занятие немного сложнее, но при грамотном подходе вполне по силам даже начинающему автолюбителю.
И пусть замена лампы не кажется вам пустяком — за этой простой на вид задачей скрывается множество нюансов: от типов световых элементов до юридических ограничений. Всё это важно знать, чтобы не остаться в темноте — в буквальном и переносном смысле.
Какие лампы перегорают быстрее всех
Большинство автомобилей оснащаются одним из трёх типов ламп: галогеновыми, ксеноновыми (газоразрядными) или светодиодными. Есть и более редкие — лазерные источники, но о них поговорим как-нибудь в другой раз.
Галогенки — это настоящие спринтеры среди ламп: они работают в среднем около 1000 часов, но есть и менее выносливые модели — например, H7 живёт примерно 500 часов. Ксеноновые лампы куда выносливее: до 3000 часов работы. Светодиоды и вовсе могут светить десятками тысяч часов, но вечными, вопреки ожиданиям, они не оказались.
Проблема не только в сроке службы. Даже самая надёжная лампа может перегореть раньше времени из-за влаги в фаре, скачков напряжения, окислившихся контактов или сгоревшего предохранителя. Так что если фара не горит — не спешите с заменой. Сначала проверьте питание, целостность предохранителей и разъёмов.
Обратите внимание и на частоту отказов. Если лампы перегорают подозрительно часто, скорее всего, проблема не в них, а в окружающей среде — электрике или самой фаре. Тут уже без диагностики в сервисе не обойтись.
Прежде чем полезете под капот
Главная сложность замены лампы — это не столько сама операция, сколько путь к ней. В некоторых моделях автомобилей доступ к лампочке требует демонтажа бампера, корпуса воздушного фильтра или даже подкрылка. Поэтому первое, что нужно сделать, — заглянуть в инструкцию по эксплуатации. Раздел "Техническое обслуживание" подскажет, какие лампы использовать и как добраться до них.
Важно: менять тип источника света — запрещено. То есть, если у вас в фарах стояли галогенки, устанавливать туда светодиоды нельзя. И это не рекомендация — это требование закона.
Согласно статье 12.5 КоАП РФ, за использование неподходящих световых приборов можно лишиться прав на срок от шести месяцев до года. "Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы, не соответствующие требованиям… влечёт лишение права управления", — говорится в законе. Более того, лампы, не соответствующие документации автомобиля, могут быть конфискованы. Поменять тип света официально — реально, но процесс легализации изменений настолько сложен и затратен, что проще раз в год заменить галогенку.
Как избежать ошибок при замене
При выборе лампы важны два параметра: тип источника света и цоколь. И тот и другой указаны в руководстве к авто. Не стоит экспериментировать — от этого зависит и безопасность, и долговечность новой лампы.
Иногда путь к успеху лежит через YouTube и форумы. Если в инструкции указано, что нужно снять фару или фильтр — делайте это. Игнорирование таких советов может привести к сломанным защёлкам и потраченному впустую времени.
Работать нужно при выключенном зажигании. Лучше даже снять клемму с аккумулятора — на всякий случай. И да, лампу действительно лучше не трогать голыми руками. Но если уж пришлось, обязательно протрите её чистой сухой тканью. Куда хуже — в перчатках сначала лезть в моторный отсек, потом касаться стекла лампы. Жир и грязь сгорят и укоротят её жизнь.
Проверьте также разъёмы: если они покрыты ржавчиной, очистите контакты наждачной бумагой или специальным средством, а затем нанесите антикоррозийную смазку. В особо запущенных случаях лучше заменить саму клемму.
Особенности замены ксеноновых и светодиодных ламп
У газоразрядных и LED-ламп есть свои тонкости. Во-первых, они отличаются цветовой температурой. Диапазон — от 3000 К (жёлтый свет) до 12 000 К (холодный синий). Оптимальный вариант — 5000 К, максимально приближенный к естественному дневному свету.
Ксенон желательно менять парами: старая и новая лампа будут светить по-разному — и это бросается в глаза, а иногда и влечёт вопросы от инспекторов.
Кроме самой лампы в ксеноновой фаре есть ещё и блок розжига (балласт). Если лампа не горит, виноват может быть именно он. Признаки неисправности балласта — жужжание, мигающая или часто перегорающая лампа. Извлеките подозрительную лампу и поставьте её в рабочую фару: если она светит, проблема не в ней, а в блоке или проводке.
Будьте осторожны: неисправный балласт способен "убить" новую лампу, подавая на неё нестабильное или слишком высокое напряжение. Поэтому при сомнениях — меняйте оба компонента.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru