
Скидки на авто в 2025 году вырастут: кто сможет получить до 40% — и как
Спрос на автомобили в России продолжает снижаться, и вот уже седьмой месяц подряд рынок переживает падение. По итогам июня спад составил 30%, и, по прогнозам Минпромторга, в ближайшее время рынок может уменьшиться на 40%. Чтобы поддержать отрасль, министерство приняло ряд мер, включая увеличение скидок на автомобили в рамках госпрограмм автокредитования и восстановление программы "Семейный автомобиль". В чём же заключается новый план поддержки автопрома и насколько он окажет влияние на рынок?
Меры Минпромторга: что нового?
Глава Минпромторга Антон Алиханов заявил, что в ближайшее время увеличат скидки на автомобили в рамках государственных субсидий. Это решение принято на фоне падения продаж новых автомобилей, которое началось ещё с начала года. Прогнозируемое сокращение в 40% может быть удержано благодаря этим мерам. Так, в 2024 году, благодаря льготному кредитованию и другим программам, рост продаж составил 35%. Однако, в последние пять месяцев рынок сократился на 28%.
"Чтобы не допустить прогнозируемой 40-процентной просадки, мы будем увеличивать скидки по нашим механизмам поддержки спроса, полноценно восстанавливаем программы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль"", — сказал Алиханов.
До сих пор, по льготным программам, было продано более 60 тысяч автомобилей, а общий объём предоставленных скидок превысил 18 миллиардов рублей. На следующий год выделят ещё больше средств — 36 миллиардов рублей на автокредиты и 27 миллиардов на льготный лизинг. В текущем году скидки на автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) варьируются от 10 до 40%. Но они распространяются только на автомобили стоимостью до 2 миллионов рублей с высокой локализацией производства. Также доступна скидка 35% на электромобили, но здесь есть ограничения по сумме скидки — она не может превышать 925 тысяч рублей.
Антон Алиханов не уточнил, какой будет конечная величина скидки в ближайшем будущем, но некоторые эксперты полагают, что она вряд ли превысит 10%. Однако, это не единственная мера поддержки.
Программа "Семейный автомобиль" и льготное кредитование
С весны 2025 года программу льготных кредитов вернули для семейных покупателей. Изначально ею могли воспользоваться только семьи с тремя детьми, но спустя две недели её условия расширили, добавив семьи с двумя детьми. В рамках этой программы государство предоставляет скидку на автомобили, произведённые в России, стоимостью до 2 миллионов рублей.
Продажи по программе "Семейный автомобиль" в 2024 году составили около 150 тысяч автомобилей, а госпрограмма продлена до 2026 года. Вопрос о её продлении до 2030 года обсуждают в Госдуме.
Условия программы и её влияние на рынок
Программа льготного автокредитования даёт скидки на покупку автомобилей отечественной сборки. В этом году среди доступных программ — "Первый автомобиль", "Семейный автомобиль", а также льготы для медработников, учителей и участников СВО. Льгота обычно составляет 20%, но для жителей Дальнего Востока она может быть 25%. Электромобили субсидируются на 35%, а для участников СВО, получивших ранение, скидка может достичь 40%.
Преимущества программы очевидны: покупатели получают возможность приобрести автомобили отечественного производства с существенными скидками. Однако, как отмечает автомобильный эксперт Артём Самородов, влияние программы на рынок вряд ли окажется значительным. По его словам, проданные через госпрограмму автомобили составляют менее 10% от общего объёма рынка.
"Рынок прошлого года вырос вопреки действиям государства, а не благодаря его поддержке", — отмечает Самородов.
Он также напоминает, что повышение цен на автомобили было гораздо более заметным фактором в увеличении спроса, чем государственное субсидирование.
Проблемы с доступностью
По мнению экспертов, льготные кредиты помогают далеко не всем гражданам. В первую очередь, это связано с ограничениями по категориям покупателей, а также с необходимостью приобретать автомобиль в кредит. Некоторые покупатели, особенно с высоким доходом, могут не быть готовы к дополнительным финансовым обязательствам, что сужает круг участников программы.
Вице-президент НАС Антон Шапарин также считает, что госпрограммы охватывают лишь небольшую часть рынка. Он полагает, что вряд ли эти меры существенно повлияют на общий объём продаж автомобилей.
Что думают производители?
На рынке начинает проявляться положительная динамика в связи с государственной поддержкой. Так, директор центра "Авилон Москвич" Дмитрий Макарычев отметил, что программа "Семейный автомобиль" позволила повысить интерес к автомобилям марки Солярис, что подтверждается увеличением числа покупателей среди врачей и учителей.
Возвращение программы на автомобили марки "Москвич" в июле ожидаемо повысит спрос на эти автомобили в ближайшее время.
Вопросы остаются
Несмотря на увеличение государственных субсидий и возвращение льготных программ, эксперты не уверены в том, что предложенные меры смогут радикально изменить ситуацию на авторынке. Экономические реалии, такие как повышение цен и колебания курса валют, оказывают гораздо более сильное влияние, чем субсидии. Однако поддержка отрасли продолжится, и, возможно, она сможет замедлить падение продаж и дать автопроизводителям шанс на восстановление.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru