Крышка бензобака
Крышка бензобака
Олег Белов Опубликована сегодня в 13:54

Бензин не подорожает… пока? Минфин меняет формулы, и это настораживает

Демпфер для бензина: порог хотят поднять с 10% до 20% — Минфин

Тема цен на топливо в России традиционно вызывает большой интерес. Любое сообщение о корректировке формул или налоговых механизмов сразу заставляет автомобилистов задуматься: подорожает ли бензин и дизель на заправках?

Недавно Минфин предложил изменить параметры топливного демпфера — механизма, который регулирует финансовые отношения между государством и нефтяными компаниями. Эксперты уверяют: на кошельках автовладельцев это практически не отразится, хотя биржевые котировки действительно могут двинуться вверх.

Что такое топливный демпфер

Суть демпфера в том, чтобы сглаживать колебания цен на топливо:

  • если экспортные цены выше внутренних, государство доплачивает нефтяникам, чтобы им было выгодно продавать бензин и дизель на внутреннем рынке;

  • если внутренняя цена выше экспортной, компании перечисляют часть сверхприбыли в бюджет.

Таким образом, формируется баланс: потребитель получает более стабильные цены, а производители — защиту от убытков.

Что меняется

Сейчас действует ограничение: если оптовая цена на бензин за месяц растёт больше чем на 10%, а на дизель — больше чем на 20%, выплаты компаниям не полагаются.

Минфин предложил поднять эти пороговые значения:

  • по бензину с 10% до 20%,

  • по дизелю с 20% до 30%.

Замминистра финансов Алексей Сазанов отметил, что вопрос ретроспективного применения новых правил будет решаться с учётом состояния бюджета.

Сравнение параметров демпфера

Показатель Было Предлагается
Рост цен на бензин, при котором выплаты прекращаются 10% 20%
Рост цен на дизель 20% 30%
Связь с розничными ценами Нет прямой связи Нет прямой связи

Как это работает на практике

  • Если, например, оптовые цены на бензин выросли на 18% за месяц, раньше нефтяники всё равно получали бы выплаты. Теперь — нет.

  • Это может привести к росту биржевых котировок, но не означает автоматического удорожания на АЗС.

  • Розничные цены удерживаются в рамках соглашений государства и крупнейших компаний и обычно растут не быстрее инфляции.

Пошагово: механизм цен для потребителя

  1. Оптовая цена фиксируется на бирже.

  2. Демпфер корректирует выгоду нефтяников.

  3. Государство договаривается с компаниями о розничных ценах.

  4. Водитель видит на АЗС стоимость, которая практически не зависит от биржевой динамики.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Путать биржевые и розничные цены → паника среди автовладельцев → альтернатива: помнить, что цены на заправках регулируются отдельными соглашениями.

  • Игнорировать сезонность спроса → неверные прогнозы → альтернатива: учитывать снижение потребления топлива осенью и зимой.

  • Ожидать резкого роста цен на АЗС → недоверие к системе → альтернатива: отслеживать инфляцию как ключевой индикатор.

А что если…

  • …биржевые котировки резко вырастут? Нефтяники получат стимул перерабатывать больше, но розничные цены будут сдержаны.

  • …государство решит отказаться от демпфера? Тогда рост цен станет более заметным для потребителей.

  • …ситуация на рынке изменится? Формулу могут пересмотреть снова.

Плюсы и минусы изменений

Плюсы Минусы
Улучшение финансового положения НПЗ Возможный рост котировок на бирже
Снижение нагрузки на бюджет Рост напряженности в обществе из-за слухов
Стабилизация работы нефтяных компаний Риск дефицита выплат при скачках цен
Отсутствие влияния на розницу Зависимость от договоренностей с правительством

FAQ

Выросли ли цены на АЗС из-за новых правил?
Нет, механизм не затрагивает розничный сегмент напрямую.

Почему демпфер важен для нефтяников?
Он компенсирует потери при продаже топлива внутри страны, если экспорт более выгоден.

Кто принимает решение о корректировке?
Минфин и правительство в целом, с учётом бюджетных возможностей.

Мифы и правда

  • Миф: рост оптовых цен всегда приводит к росту розничных.
    Правда: на АЗС действует отдельный механизм регулирования.

  • Миф: государство отменяет выплаты нефтяникам.
    Правда: порог просто повышается, система сохраняется.

  • Миф: бензин резко подорожает.
    Правда: цены для потребителей держат в рамках инфляции.

Интересные факты

  1. Демпфер был введён в 2019 году после кризиса цен на топливо.

  2. Выплаты нефтяникам исчисляются сотнями миллиардов рублей ежегодно.

  3. Россия — одна из немногих стран, где создана подобная система поддержки внутреннего рынка топлива.

Исторический контекст

  • В 1990-е рост цен на нефть почти напрямую переносился на АЗС, что вызывало сильную социальную напряжённость.

  • В 2010-е цены начали привязывать к инфляции, но скачки всё равно были.

  • Введение демпфера стало попыткой окончательно стабилизировать рынок.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В России пересмотрят критерии аварийно опасных участков дорог — Минтранс и МВД сегодня в 15:53

Камеры не спасут от катастроф: новые критерии очагов аварийности уже готовят к внедрению

В России готовятся изменения в определении аварийно опасных участков. Как новые критерии и проактивная модель повлияют на безопасность на дорогах — подробности в статье.

Читать полностью »
К 2027 году каждый третий экзамен по вождению в Британии будет на автомате — прогноз аналитиков сегодня в 14:56

Крах старых привычек в Великобритании: как автошколы делают ставку на автомат

В Великобритании всё больше будущих водителей выбирают автомобили с автоматической коробкой передач, что меняет стандарты обучения и подготовки к экзаменам.

Читать полностью »
Эксперты назвали главные проблемы китайских машин в РФ: гарантия, запчасти и ликвидность сегодня в 10:53

Китайские авто подешевели, но не подорожали ли нервы? Водители жалуются на сервис и запчасти

Китайские автомобили в России теряют позиции: выяснилось, какие проблемы чаще всего встречают их владельцы и почему корейские бренды становятся всё популярнее.

Читать полностью »
В Казахстане курсанты часто портят автомобили и оборудование на экзаменах по вождению сегодня в 9:22

Автодром или полигон для ДТП? Как неопытные водители в Казахстане превращают экзамен в катастрофу

Почему экзамен на водительские права в Казахстане может закончиться поврежденными авто и чем опасно легкомысленное отношение к практике?

Читать полностью »
Эксперт рассказал о рисках загрязнения топлива при заправке сразу после разгрузки бензовоза сегодня в 9:20

Вредное топливо: почему заправка сразу после разгрузки бензовоза — это серьёзная ошибка

Почему заправка сразу после бензовоза может быть опасной? Специалист объясняет, какие риски возникают и как избежать загрязнения топлива.

Читать полностью »
Carvago сравнила падение цен: MG ZS минус 32,6%, Renault Captur минус 20% за год сегодня в 8:27

Дешевле только сначала: как китайские авто превращаются в головную боль на вторичке

Китайские авто завоёвывают Европу и бьют рекорды продаж, но за низкой ценой скрывается риск, о котором стоит знать каждому покупателю.

Читать полностью »
В ГАИ напомнили: перевёрнутый номер может обернуться серьёзным штрафом и лишением прав сегодня в 8:11

Перевёрнутый номер — ваша путёвка в штрафную зону: что вам нужно знать

Установка номера задней стороной вперёд может обернуться не только штрафом, но и лишением прав. Узнайте, почему это серьёзное нарушение.

Читать полностью »
Toyota объявила о возвращении легендарного двигателя 4A-GE на рынок в 2025 году сегодня в 7:26

Toyota воскресила сердце легенды: мотор, ради которого влюблялись в вождение

Toyota возвращает легендарный мотор 4A-GE, сохранив дух классики и добавив современные улучшения. Зачем компания сделала этот шаг?

Читать полностью »