заправка
заправка
Алексей Ларин Опубликована 21.06.2025 в 5:01

Бензиновая ловушка: почему смесь АИ-92 и АИ-95 может ударить по двигателю

В условиях дефицита топлива или желания сэкономить многие водители прибегают к одному популярному, но неоднозначному приёму — смешивают бензины с разным октановым числом. На первый взгляд, решение кажется логичным: если в баке окажется смесь АИ-92 и АИ-95, то, возможно, получится нечто среднее — условный АИ-93. Но насколько это безопасно для двигателя? Ответ не так однозначен, как может показаться.

Октановое число: не просто цифры на табличке

Для начала стоит понять, что именно обозначает октановое число. Это показатель способности бензина противостоять детонации — преждевременному воспламенению топливной смеси в цилиндрах двигателя. Чем выше значение, тем стабильнее топливо при сжатии и тем лучше оно подходит для современных высокофорсированных моторов. АИ-98 — самый устойчивый, АИ-95 — компромисс, а АИ-92 — подвержен детонации в наибольшей степени.

Автопроизводители всегда указывают, какой бензин нужно использовать. Эти данные есть в руководстве по эксплуатации и на крышке бензобака. Игнорировать эти рекомендации — значит подвергать риску ресурс двигателя и его работоспособность.

Смешивание: как в теории и на практике

В теории, если смешать в равных долях АИ-92 и АИ-95, получится топливо с октановым числом примерно 93,5. Для моторов, рассчитанных на 92-й, такое топливо вполне приемлемо. Однако если автомобиль требует строго АИ-95 или выше, возникнут проблемы. Даже небольшое снижение октанового числа повышает риск детонации, особенно при повышенной нагрузке: при обгоне, на крутом подъёме или при полной загрузке.

Но существует важная особенность. Разные бензины имеют отличающуюся плотность, и потому в баке они могут не перемешаться как следует. Более плотный АИ-92 останется внизу, а лёгкий АИ-95 — наверху. В итоге первым будет сгорать как раз наименее подходящее топливо. Это особенно критично в момент запуска и прогрева двигателя — период, когда мотор наиболее уязвим.

Электронные системы управления и датчики детонации, конечно, пытаются компенсировать изменение параметров, но их возможности ограничены. И если такие ситуации происходят регулярно, то последствия неизбежны.

Чем это грозит двигателю

Систематическое использование неподходящего топлива или его смеси способно привести к:

  • повышенному износу двигателя. Детонация вызывает микровзрывы, разрушающие рабочие поверхности цилиндров и поршней.

  • перегреву. Некорректное сгорание смеси нарушает тепловой баланс, что ведёт к перегреву.

  • потере мощности. Машина хуже едет, особенно при старте и резком ускорении.

  • росту расхода топлива. Двигатель компенсирует потери за счёт увеличения подачи топлива.

  • образованию отложений. Разные присадки могут не только нейтрализовать действие друг друга, но и создавать налёт на форсунках и клапанах.

Когда это допустимо

Смешивание бензинов допустимо лишь в исключительных случаях — например, если на трассе нет нужного топлива, а ехать необходимо. Тогда допустимо временное использование близкого по характеристикам бензина:

  • залить немного 95-го, если автомобиль требует 98-й.

  • или использовать 92-й, если рекомендован 95-й.

Главное — не заполнять полный бак и как можно скорее восполнить нужное топливо. Это временная мера, а не норма.

А стоит ли переплачивать за "высокий" бензин?

Многие считают, что чем выше октановое число, тем лучше — мол, двигатель будет "благодарен". Но это не так. Если мотор сконструирован под 92-й бензин, заливка 95-го или 98-го не улучшит его работу, а в отдельных случаях даже ухудшит. Современные двигатели создаются с конкретными расчётами под определённый уровень давления и температуры. Избыток устойчивости к детонации может снизить эффективность сгорания смеси.

Не экономия, а убытки

Разница в цене между марками бензина кажется незначительной, но последствия постоянной экономии могут оказаться ощутимыми. Замена свечей, чистка инжектора, капитальный ремонт двигателя — всё это стоит в разы больше, чем несколько рублей на колонке.

Особенно чувствительны к качеству топлива современные турбированные и высокофорсированные моторы. У них нет "запаса прочности" под эксперименты с составом топлива.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »