заправка
заправка
Алексей Ларин Опубликована 21.06.2025 в 5:01

Бензиновая ловушка: почему смесь АИ-92 и АИ-95 может ударить по двигателю

В условиях дефицита топлива или желания сэкономить многие водители прибегают к одному популярному, но неоднозначному приёму — смешивают бензины с разным октановым числом. На первый взгляд, решение кажется логичным: если в баке окажется смесь АИ-92 и АИ-95, то, возможно, получится нечто среднее — условный АИ-93. Но насколько это безопасно для двигателя? Ответ не так однозначен, как может показаться.

Октановое число: не просто цифры на табличке

Для начала стоит понять, что именно обозначает октановое число. Это показатель способности бензина противостоять детонации — преждевременному воспламенению топливной смеси в цилиндрах двигателя. Чем выше значение, тем стабильнее топливо при сжатии и тем лучше оно подходит для современных высокофорсированных моторов. АИ-98 — самый устойчивый, АИ-95 — компромисс, а АИ-92 — подвержен детонации в наибольшей степени.

Автопроизводители всегда указывают, какой бензин нужно использовать. Эти данные есть в руководстве по эксплуатации и на крышке бензобака. Игнорировать эти рекомендации — значит подвергать риску ресурс двигателя и его работоспособность.

Смешивание: как в теории и на практике

В теории, если смешать в равных долях АИ-92 и АИ-95, получится топливо с октановым числом примерно 93,5. Для моторов, рассчитанных на 92-й, такое топливо вполне приемлемо. Однако если автомобиль требует строго АИ-95 или выше, возникнут проблемы. Даже небольшое снижение октанового числа повышает риск детонации, особенно при повышенной нагрузке: при обгоне, на крутом подъёме или при полной загрузке.

Но существует важная особенность. Разные бензины имеют отличающуюся плотность, и потому в баке они могут не перемешаться как следует. Более плотный АИ-92 останется внизу, а лёгкий АИ-95 — наверху. В итоге первым будет сгорать как раз наименее подходящее топливо. Это особенно критично в момент запуска и прогрева двигателя — период, когда мотор наиболее уязвим.

Электронные системы управления и датчики детонации, конечно, пытаются компенсировать изменение параметров, но их возможности ограничены. И если такие ситуации происходят регулярно, то последствия неизбежны.

Чем это грозит двигателю

Систематическое использование неподходящего топлива или его смеси способно привести к:

  • повышенному износу двигателя. Детонация вызывает микровзрывы, разрушающие рабочие поверхности цилиндров и поршней.

  • перегреву. Некорректное сгорание смеси нарушает тепловой баланс, что ведёт к перегреву.

  • потере мощности. Машина хуже едет, особенно при старте и резком ускорении.

  • росту расхода топлива. Двигатель компенсирует потери за счёт увеличения подачи топлива.

  • образованию отложений. Разные присадки могут не только нейтрализовать действие друг друга, но и создавать налёт на форсунках и клапанах.

Когда это допустимо

Смешивание бензинов допустимо лишь в исключительных случаях — например, если на трассе нет нужного топлива, а ехать необходимо. Тогда допустимо временное использование близкого по характеристикам бензина:

  • залить немного 95-го, если автомобиль требует 98-й.

  • или использовать 92-й, если рекомендован 95-й.

Главное — не заполнять полный бак и как можно скорее восполнить нужное топливо. Это временная мера, а не норма.

А стоит ли переплачивать за "высокий" бензин?

Многие считают, что чем выше октановое число, тем лучше — мол, двигатель будет "благодарен". Но это не так. Если мотор сконструирован под 92-й бензин, заливка 95-го или 98-го не улучшит его работу, а в отдельных случаях даже ухудшит. Современные двигатели создаются с конкретными расчётами под определённый уровень давления и температуры. Избыток устойчивости к детонации может снизить эффективность сгорания смеси.

Не экономия, а убытки

Разница в цене между марками бензина кажется незначительной, но последствия постоянной экономии могут оказаться ощутимыми. Замена свечей, чистка инжектора, капитальный ремонт двигателя — всё это стоит в разы больше, чем несколько рублей на колонке.

Особенно чувствительны к качеству топлива современные турбированные и высокофорсированные моторы. У них нет "запаса прочности" под эксперименты с составом топлива.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

сегодня в 5:26
Льготы не спасают: россияне всё реже решаются брать машину в кредит

Осенью рынок автокредитов просел, но банки зафиксировали рост одобрений и увеличение среднего чека — автопокупатели стали осторожнее, но не отказались от займов.

Читать полностью »
ГИБДД проведёт в Москве рейд сегодня в 5:07
Самокатеры и велосипедисты под ударом: в столице началась охота на нарушителей

В Москве пройдут масштабные проверки велосипедистов и пользователей электросамокатов. Почему инспекторы уделят особое внимание детям и что ждёт нарушителей?

Читать полностью »
Механики предупреждают: агрессивная езда повышает расход топлива до 40% сегодня в 4:15
Топливо уходит, а чек не горит: где искать утечку, которой нет

Почему даже исправный автомобиль начинает "есть" больше топлива и как вернуть ему экономичность — реальные причины, цифры и советы.

Читать полностью »
FOX 2: в Миссури женщина угнала машину, потому что устала идти пешком сегодня в 4:03
Когда усталость становится оправданием: зачем американка пошла на угон ради отдыха

Жительница Миссури устала идти пешком и решила сесть в чужой Hyundai прямо на заправке. Простая усталость обернулась уголовным делом и громким обсуждением по всей стране.

Читать полностью »
Стоимость эксплуатации Lada Vesta в такси в Москве составила 3,98 млн рублей за три года — данные НАПИ сегодня в 3:58
Такси на лезвии бритвы: сколько на самом деле стоит каждый километр пути для Lada Vesta

Сколько на самом деле стоит "прокрутить" Lada Vesta в такси три года при 360 000 км? Разбираем топливо, лизинг, шины и страховки, считаем себестоимость километра и годовой бюджет.

Читать полностью »
Минфин РФ: новая пошлина за маркировку товаров заработает с 1 января 2026 года сегодня в 3:15
Поддержка электроники или удар по автопрому: чем обернётся новая пошлина

С 2026 года в России вводят пошлину за внесение данных в систему "Честный знак". Эксперты предупреждают: автотовары могут подорожать, но насколько — пока неизвестно.

Читать полностью »
Автоюрист Воропаев: ущерб за повреждение автомобиля при работах ЖКХ должен возмещать заказчик сегодня в 2:53
Разгром от коммунальщиков: почему за ваш разбитый бампер должен платить дворник

Юрист рассказал, как действовать, если коммунальщики повредили автомобиль во дворе. Простая последовательность шагов поможет вернуть деньги за ремонт даже без свидетелей.

Читать полностью »
сегодня в 2:28
Solaris удвоил продажи и напугал конкурентов: что происходит на рынке авто

Продажи Solaris в России выросли почти вдвое, а завод в Санкт-Петербурге готовит новые модели. Узнаем, за счёт чего бренд стремительно завоевывает рынок.

Читать полностью »