
Уже слишком поздно: что ждёт западные марки, если они рискнут вернуться
Можно ли вернуться туда, где тебя уже не ждут? Именно этот вопрос встаёт перед западными автопроизводителями, которые ушли с российского рынка в 2022 году и теперь, похоже, не спешат возвращаться. Однако, даже если бы они захотели — условия уже не те. Российский авторынок не просто пережил их уход, он перестроился, сформировал новые правила и нашёл новых лидеров.
"Назад пути нет": что мешает возвращению западных брендов
Идея возвращения иностранных автогигантов в Россию остаётся темой оживлённых дискуссий, но конкретных шагов в этом направлении до сих пор не предпринято. Как отмечает эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, ожидания скорого возобновления прежней работы западных компаний не имеют под собой оснований:
"Рынок ушёл вперёд, и вернуться в "прежнюю Россию” у западных автобрендов уже не получится", — уверен Тузов.
Дилеры и аналитики сходятся во мнении: 2025 год вряд ли станет годом громких камбэков. Даже если допустить гипотетическое возвращение брендов, начать им придётся не с продаж, а с восстановления логистики и системы послепродажного сервиса. Без этих основ разговор о продаже новых автомобилей теряет смысл.
Молчание со стороны Востока
Долгое время наиболее вероятными кандидатами на возвращение считались южнокорейские и японские производители. Однако ни Hyundai, ни Toyota не делали официальных заявлений о возвращении. Более того, по словам первого вице-премьера Дениса Мантурова, контакты с этими компаниями были окончательно прерваны ещё в 2022 году.
Официальные лица Hyundai также опровергли появлявшиеся слухи о планах выхода на российский рынок. Kia, по неофициальной информации, планирует вернуться в 2026 году, но достоверных подтверждений этим данным пока нет.
Hyundai и Kia всё ещё обладают юридическим правом на выкуп активов в России — опцион действует до конца 2025 года. Однако воспользоваться им они, по всей видимости, не торопятся. Завод в Санкт-Петербурге, где ранее производились модели этих марок, сегодня управляется российской группой "АГР" и успешно выпускает автомобили под брендом Solaris.
Европа: высокие барьеры и недружественные шаги
Что касается европейских марок, таких как BMW и Renault, их возвращение осложнено множеством препятствий. Здесь и разорванные цепочки поставок, и необходимость соответствия новым сертификационным нормам. Особенно тяжела ситуация у Renault: компания полностью прекратила сотрудничество с АвтоВАЗом, а её действия российские чиновники охарактеризовали как "недружественные".
Китай — не "временный гость", а полноценный хозяин
На фоне отсутствия интереса со стороны прежних лидеров, китайские производители быстро и уверенно заняли освободившееся место. В 2024 году доля китайских брендов в сегменте новых автомобилей в России достигла 68%.
Автопроизводители из КНР не просто поставляют машины — они адаптируют модели под климатические условия, внедряют программы послегарантийного обслуживания и демонстрируют амбициозные планы на будущее. Они воспринимают Россию не как временный рынок, а как стратегически важное направление.
Параллельный импорт — уже норма
Один из ключевых инструментов, позволивших российскому авторынку не обрушиться, — это параллельный импорт. Да, он далёк от идеала, но, как отмечает Алексей Тузов, он работает.
"Параллельный автоимпорт в 2025 году — это уже полноценный механизм функционирования", — говорит эксперт.
Мантуров добавляет, что исключение товаров из схем параллельного импорта возможно лишь в двух случаях: если появится российский аналог или возобновятся прямые поставки от зарубежных брендов. Пока ни одного из этих условий не выполняется.
Меняется не только рынок — меняется сам вопрос
Больше не стоит вопрос "Когда они вернутся?". Вместо него возникает другой: "А зачем им возвращаться?". Российский рынок не в ожидании — он движется вперёд. У него появились новые лидеры, и он успешно функционирует по другой логике.
Тузов подчёркивает: даже если политические обстоятельства изменятся, западные бренды столкнутся с тем, что рынок уже не тот. Прежние правила больше не работают, прежняя доля рынка — утрачена. Чтобы вернуться, придётся не просто "встать на старое место", а вписаться в совершенно новую систему, где другие игроки задают ритм.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru