Поршни двигателя
Поршни двигателя
Алексей Ларин Опубликована 10.06.2025 в 7:21

Четыре цилиндра — один секрет: от этого зависит, справится ли стартер с запуском

Мало кто задумывается, но даже после остановки двигатель внутреннего сгорания (ДВС) продолжает хранить в себе "тайны" работы. Одна из них — это то, в каком положении застынут поршни после выключения. Именно от этого может зависеть, насколько просто мотор заведётся при следующем запуске.

В материале издания "За рулем" эксперты объяснили, почему в одном случае стартеру требуется минимальное усилие, а в другом — он работает с нагрузкой, близкой к максимальной. Давайте разберемся, почему так происходит и какое значение имеет положение поршней в момент запуска.

Как останавливаются поршни

После того как двигатель глохнет, его поршни замирают в произвольных положениях — это нормально и никак не связано с неисправностями. В четырехцилиндровом моторе один из наиболее удачных вариантов остановки — это когда два поршня находятся в нижней мёртвой точке (НМТ), а два — в верхней (ВМТ).

Почему это важно? Потому что при таком раскладе нет активного сжатия или расширения. А значит, сопротивление воздуху в цилиндрах минимальное. Коленчатый вал в этом случае будет легче тронуть с места, и стартеру не придётся преодолевать значительное усилие.

"Когда два поршня замерли в нижней мертвой точке, а два других остановились вверху, то при попытке тронуть коленчатый вал с места сопротивления воздуха при движении поршней практически не будет — ведь не происходит ни сжатия, ни расширения".

Когда стартеру приходится туго

Самое тяжёлое для стартера положение — это когда коленвал повернут примерно на 90 градусов от вышеописанного "удачного" положения. В этом случае усилия, которые нужно преодолеть, максимальны. Причина — активное сопротивление со стороны газов: поршни либо сжимают топливно-воздушную смесь, либо вынуждены преодолевать давление продуктов сгорания.

К этому добавляется увеличенное трение в цилиндрах, так как рабочие поверхности находятся под нагрузкой. Всё это требует большей силы от стартера и аккумулятора.

"Когда коленчатый вал повернут от этого положения на 90 градусов, ситуация для стартера самая трудная: движению поршня мешают газовые силы и бóльшая сила трения".

А что между?

Есть и промежуточные положения — те, при которых нагрузка на стартер не минимальна, но и не максимальна. Это своего рода компромисс между лёгким и тяжёлым запуском. Всё зависит от того, насколько близко поршни к ВМТ или НМТ и в каком именно такте находится каждый из них.

Так или иначе, ни один водитель не может заранее знать, в каком именно положении остановился двигатель — на это влияют десятки случайных факторов, включая даже, насколько резко был отпущен газ перед остановкой. Но понимание этих принципов позволяет лучше осознать, почему мотор иногда запускается "на пол-оборота", а порой — с трудом.

Интересный факт:

Современные системы "Start-Stop", используемые во многих автомобилях, специально контролируют положение коленвала и поршней при остановке двигателя. Это позволяет запускать мотор быстрее и эффективнее при следующем включении, снижая нагрузку на стартер и увеличивая ресурс всей системы.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Механики предупреждают: агрессивная езда повышает расход топлива до 40% сегодня в 4:15
Топливо уходит, а чек не горит: где искать утечку, которой нет

Почему даже исправный автомобиль начинает "есть" больше топлива и как вернуть ему экономичность — реальные причины, цифры и советы.

Читать полностью »
FOX 2: в Миссури женщина угнала машину, потому что устала идти пешком сегодня в 4:03
Когда усталость становится оправданием: зачем американка пошла на угон ради отдыха

Жительница Миссури устала идти пешком и решила сесть в чужой Hyundai прямо на заправке. Простая усталость обернулась уголовным делом и громким обсуждением по всей стране.

Читать полностью »
Стоимость эксплуатации Lada Vesta в такси в Москве составила 3,98 млн рублей за три года — данные НАПИ сегодня в 3:58
Такси на лезвии бритвы: сколько на самом деле стоит каждый километр пути для Lada Vesta

Сколько на самом деле стоит "прокрутить" Lada Vesta в такси три года при 360 000 км? Разбираем топливо, лизинг, шины и страховки, считаем себестоимость километра и годовой бюджет.

Читать полностью »
Минфин РФ: новая пошлина за маркировку товаров заработает с 1 января 2026 года сегодня в 3:15
Поддержка электроники или удар по автопрому: чем обернётся новая пошлина

С 2026 года в России вводят пошлину за внесение данных в систему "Честный знак". Эксперты предупреждают: автотовары могут подорожать, но насколько — пока неизвестно.

Читать полностью »
Автоюрист Воропаев: ущерб за повреждение автомобиля при работах ЖКХ должен возмещать заказчик сегодня в 2:53
Разгром от коммунальщиков: почему за ваш разбитый бампер должен платить дворник

Юрист рассказал, как действовать, если коммунальщики повредили автомобиль во дворе. Простая последовательность шагов поможет вернуть деньги за ремонт даже без свидетелей.

Читать полностью »
сегодня в 2:28
Solaris удвоил продажи и напугал конкурентов: что происходит на рынке авто

Продажи Solaris в России выросли почти вдвое, а завод в Санкт-Петербурге готовит новые модели. Узнаем, за счёт чего бренд стремительно завоевывает рынок.

Читать полностью »
Опытный дальнобойщик рассказал, что агрессия и усталость чаще всего приводят к ДТП сегодня в 1:48
Трасса не прощает вспышек: как эмоции за рулём становятся главным врагом водителя

Опытный дальнобойщик делится простыми, но эффективными советами, которые помогают водителям избегать аварий даже на самых сложных трассах.

Читать полностью »
РСА: за девять месяцев 2025 года 72% полисов ОСАГО оформили онлайн сегодня в 1:15
Цифровой прорыв на дорогах: бумажное ОСАГО стремительно уходит в прошлое

Россияне всё чаще выбирают е-ОСАГО вместо бумажных полисов. Мы выяснили, в каких регионах онлайн-страхование стало нормой и почему этот формат вытесняет классический.

Читать полностью »