Поршни двигателя
Поршни двигателя
Алексей Ларин Опубликована 10.06.2025 в 7:21

Четыре цилиндра — один секрет: от этого зависит, справится ли стартер с запуском

Мало кто задумывается, но даже после остановки двигатель внутреннего сгорания (ДВС) продолжает хранить в себе "тайны" работы. Одна из них — это то, в каком положении застынут поршни после выключения. Именно от этого может зависеть, насколько просто мотор заведётся при следующем запуске.

В материале издания "За рулем" эксперты объяснили, почему в одном случае стартеру требуется минимальное усилие, а в другом — он работает с нагрузкой, близкой к максимальной. Давайте разберемся, почему так происходит и какое значение имеет положение поршней в момент запуска.

Как останавливаются поршни

После того как двигатель глохнет, его поршни замирают в произвольных положениях — это нормально и никак не связано с неисправностями. В четырехцилиндровом моторе один из наиболее удачных вариантов остановки — это когда два поршня находятся в нижней мёртвой точке (НМТ), а два — в верхней (ВМТ).

Почему это важно? Потому что при таком раскладе нет активного сжатия или расширения. А значит, сопротивление воздуху в цилиндрах минимальное. Коленчатый вал в этом случае будет легче тронуть с места, и стартеру не придётся преодолевать значительное усилие.

"Когда два поршня замерли в нижней мертвой точке, а два других остановились вверху, то при попытке тронуть коленчатый вал с места сопротивления воздуха при движении поршней практически не будет — ведь не происходит ни сжатия, ни расширения".

Когда стартеру приходится туго

Самое тяжёлое для стартера положение — это когда коленвал повернут примерно на 90 градусов от вышеописанного "удачного" положения. В этом случае усилия, которые нужно преодолеть, максимальны. Причина — активное сопротивление со стороны газов: поршни либо сжимают топливно-воздушную смесь, либо вынуждены преодолевать давление продуктов сгорания.

К этому добавляется увеличенное трение в цилиндрах, так как рабочие поверхности находятся под нагрузкой. Всё это требует большей силы от стартера и аккумулятора.

"Когда коленчатый вал повернут от этого положения на 90 градусов, ситуация для стартера самая трудная: движению поршня мешают газовые силы и бóльшая сила трения".

А что между?

Есть и промежуточные положения — те, при которых нагрузка на стартер не минимальна, но и не максимальна. Это своего рода компромисс между лёгким и тяжёлым запуском. Всё зависит от того, насколько близко поршни к ВМТ или НМТ и в каком именно такте находится каждый из них.

Так или иначе, ни один водитель не может заранее знать, в каком именно положении остановился двигатель — на это влияют десятки случайных факторов, включая даже, насколько резко был отпущен газ перед остановкой. Но понимание этих принципов позволяет лучше осознать, почему мотор иногда запускается "на пол-оборота", а порой — с трудом.

Интересный факт:

Современные системы "Start-Stop", используемые во многих автомобилях, специально контролируют положение коленвала и поршней при остановке двигателя. Это позволяет запускать мотор быстрее и эффективнее при следующем включении, снижая нагрузку на стартер и увеличивая ресурс всей системы.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »