
Четыре цилиндра — один секрет: от этого зависит, справится ли стартер с запуском
Мало кто задумывается, но даже после остановки двигатель внутреннего сгорания (ДВС) продолжает хранить в себе "тайны" работы. Одна из них — это то, в каком положении застынут поршни после выключения. Именно от этого может зависеть, насколько просто мотор заведётся при следующем запуске.
В материале издания "За рулем" эксперты объяснили, почему в одном случае стартеру требуется минимальное усилие, а в другом — он работает с нагрузкой, близкой к максимальной. Давайте разберемся, почему так происходит и какое значение имеет положение поршней в момент запуска.
Как останавливаются поршни
После того как двигатель глохнет, его поршни замирают в произвольных положениях — это нормально и никак не связано с неисправностями. В четырехцилиндровом моторе один из наиболее удачных вариантов остановки — это когда два поршня находятся в нижней мёртвой точке (НМТ), а два — в верхней (ВМТ).
Почему это важно? Потому что при таком раскладе нет активного сжатия или расширения. А значит, сопротивление воздуху в цилиндрах минимальное. Коленчатый вал в этом случае будет легче тронуть с места, и стартеру не придётся преодолевать значительное усилие.
"Когда два поршня замерли в нижней мертвой точке, а два других остановились вверху, то при попытке тронуть коленчатый вал с места сопротивления воздуха при движении поршней практически не будет — ведь не происходит ни сжатия, ни расширения".
Когда стартеру приходится туго
Самое тяжёлое для стартера положение — это когда коленвал повернут примерно на 90 градусов от вышеописанного "удачного" положения. В этом случае усилия, которые нужно преодолеть, максимальны. Причина — активное сопротивление со стороны газов: поршни либо сжимают топливно-воздушную смесь, либо вынуждены преодолевать давление продуктов сгорания.
К этому добавляется увеличенное трение в цилиндрах, так как рабочие поверхности находятся под нагрузкой. Всё это требует большей силы от стартера и аккумулятора.
"Когда коленчатый вал повернут от этого положения на 90 градусов, ситуация для стартера самая трудная: движению поршня мешают газовые силы и бóльшая сила трения".
А что между?
Есть и промежуточные положения — те, при которых нагрузка на стартер не минимальна, но и не максимальна. Это своего рода компромисс между лёгким и тяжёлым запуском. Всё зависит от того, насколько близко поршни к ВМТ или НМТ и в каком именно такте находится каждый из них.
Так или иначе, ни один водитель не может заранее знать, в каком именно положении остановился двигатель — на это влияют десятки случайных факторов, включая даже, насколько резко был отпущен газ перед остановкой. Но понимание этих принципов позволяет лучше осознать, почему мотор иногда запускается "на пол-оборота", а порой — с трудом.
Интересный факт:
Современные системы "Start-Stop", используемые во многих автомобилях, специально контролируют положение коленвала и поршней при остановке двигателя. Это позволяет запускать мотор быстрее и эффективнее при следующем включении, снижая нагрузку на стартер и увеличивая ресурс всей системы.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru