Моторное масло
Моторное масло
Алексей Ларин Опубликована 22.06.2025 в 4:15

Мотор стучит, сальники текут, турбина умирает — и всё из-за одной мелкой ошибки при замене масла

Кажется, что немного больше масла — это не страшно. Лучше с запасом, чем с недостатком, правда? Но на самом деле переизбыток смазки в двигателе способен нанести не меньший вред, чем её нехватка. Да, двигатель не заклинит сразу, но "перекорм" маслом запускает цепочку проблем, способных привести к дорогому ремонту.

Большинство водителей хорошо понимают, чем опасно "масляное голодание". А вот о вреде избытка моторного масла задумываются далеко не все. Тем временем последствий может быть больше, чем вы предполагаете.

Почему происходит перелив

Правильный объем масла для конкретного мотора всегда указан в инструкции по эксплуатации автомобиля. Также проконсультировать по этому вопросу могут специалисты на СТО или в дилерском центре. Однако даже при наличии всей информации от ошибок не застрахован никто — ни новички, ни опытные автомобилисты.

Часто перелив масла происходит из-за банальной спешки или невнимательности. Например, если доливка производится на горячем моторе, показания щупа будут некорректными. Или когда машина стоит на уклоне — уровень масла не удастся точно определить. Иногда мешает даже человеческий фактор: кто-то толкнул, отвлёк, не туда посмотрел — и вот в картере уже излишек.

"Всегда проверяю масло на холодном двигателе, чтобы машина стояла строго горизонтально. Завожу мотор, через 30 секунд глушу, вынимаю щуп, смотрю уровень. Доливаю только до нужной отметки", — рассказывает автомобилист из Екатеринбурга.

Даже опытные водители порой сознательно оставляют запас, особенно если машина "ест" масло. Но такая стратегия не всегда оправдана.

"На одной из моих машин, старом японце, я стабильно заливал чуть больше положенного — 4 литра вместо 3,9. Знал, что масло немного уходит, поэтому не паниковал. Но если бы заливал больше, особенно зимой, сальники точно бы выдавило", — делится опытом автовладелец из Красноярска.

Чем грозит избыток масла

Если масла в моторе больше, чем нужно, последствия могут быть серьёзными. Начнём с самого безобидного — повышенного расхода смазки. В условиях городской езды или при агрессивном стиле вождения это быстро выльется в дополнительные траты.

Но главные проблемы начинаются, когда коленчатый вал начинает "вспенивать" масло — это явление называется барботирование. В результате образуется эмульсия, идущая по системе смазки. Из-за этого нарушается работа гидрокомпенсаторов, появляется стук в двигателе, падает мощность. Масло теряет свои свойства, а детали — защиту.

"Я всегда меняю масло в сервисе. Но при этом контролирую процесс: беру с собой проверенное масло и слежу, чтобы налили точно по норме", — говорит таксист и владелец автомобиля.

Кроме того, при избытке смазки повышается давление в системе, и масло может пойти через сальники. Особенно опасна утечка через передний сальник коленвала — масло может попасть на ремень ГРМ, а это риск его проскальзывания и преждевременного износа. Следом — нарушение фаз газораспределения, а иногда и встреча клапанов с поршнями.

Не стоит забывать и о закоксовке маслосъемных колец. Когда в цилиндрах слишком много масла, оно начинает прогорать, оставляя нагар. Результат — потеря компрессии, загрязнение свечей, повышенное содержание выхлопных газов в картере. Это может повредить нейтрализатор, вызвать стук катализатора, неприятный запах в салоне и рост расхода топлива.

Если двигатель турбированный, переизбыток масла может деформировать вал ротора турбины. А это уже ремонт на сумму с несколькими нулями.

Как избежать проблем

Главное правило — соблюдение инструкций. Вот несколько советов, которые помогут избежать перелива:

  • заливайте масло только на остывшем двигателе.

  • ставьте машину строго на горизонтальную поверхность.

  • используйте щуп по назначению: проверьте уровень, дайте мотору поработать, снова проверьте.

  • не ориентируйтесь на "на глаз" или на остатки в канистре.

  • если всё же залили лишнее — лучше сразу удалить излишек. Это можно сделать через отверстие щупа или фильтр при помощи шприца с трубкой.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В Москве участились звонки от лжесервисов, заставляющих водителей переводить деньги за ремонт сегодня в 20:11
Ремонт без машины: новая афера лишает московских водителей и денег, и доверия

Мошенники под видом сотрудников автосервисов обманывают москвичей, используя реальные данные клиентов. Как не стать их следующей жертвой — в материале.

Читать полностью »
С июля 2024 года все новые автомобили в ЕС оснащают системой EDR — требование Еврокомиссии сегодня в 19:06
Автомобили заговорят после аварии: теперь каждая машина хранит свою последнюю секунду

С июля 2024 года все новые авто в Европе оснащаются "черным ящиком". Что именно он записывает и кто имеет право узнать, что происходило перед аварией?

Читать полностью »
Nissan рассматривает сотрудничество с Ford и Stellantis для выхода из кризиса сегодня в 18:58
Развод по-японски: почему Nissan устал тащить Renault на себе и с кем теперь ищет спасения

Nissan ищет неожиданных союзников в США и готов продать ключевую технологию e-Power конкурентам. Что заставило японцев на этот шаг — стратегия или отчаяние?

Читать полностью »
Bloomberg: падение продаж Porsche в Китае стало сигналом ослабления немецкого автопрома сегодня в 17:46
Porsche теряет скорость: как Германия уступает дорогу своим же ученикам

Продажи Porsche падают, немецкий автопром теряет позиции, а Китай укрепляет лидерство. Почему даже премиальные бренды оказались в тупике — и что спасёт отрасль.

Читать полностью »
Исследование сегодня в 16:39
сердца под капотом: кто дольше бьётся — бензиновое или дизельное

Новое исследование показало, что бензиновые и дизельные двигатели сегодня почти не отличаются по надёжности. Но есть нюансы, о которых стоит знать каждому водителю.

Читать полностью »
Засорённый фильтр и изношенные свечи могут добавить до 7 % к расходу бензина сегодня в 15:31
Бензин утекает сквозь пальцы: скрытые враги вашего бака, о которых никто не думает

Даже ухоженный автомобиль может неожиданно стать "прожорливым". Разбираемся, какие 10 скрытых факторов заставляют двигатель расходовать больше бензина, чем нужно.

Читать полностью »
Владельцы Lada Largus FL пожаловались на тугой руль после ночной стоянки сегодня в 14:23
Машина сопротивляется морозу: как Largus FL заставляет водителей бороться с рулём

Владельцы Lada Largus FL жалуются на тугой руль по утрам, но на АвтоВАЗе уверяют: всё под контролем. Разбираемся, в чём причина и как исправить ситуацию.

Читать полностью »
Цвет выхлопа автомобиля помогает определить неисправность двигателя сегодня в 13:39
Белый, чёрный, синий: язык выхлопа, на котором мотор кричит о помощи

Белый, чёрный или сизый — выхлопной дым способен рассказать о состоянии двигателя больше, чем любые датчики. Разберём, что значит каждый цвет и как действовать.

Читать полностью »