
Мотор стучит, сальники текут, турбина умирает — и всё из-за одной мелкой ошибки при замене масла
Кажется, что немного больше масла — это не страшно. Лучше с запасом, чем с недостатком, правда? Но на самом деле переизбыток смазки в двигателе способен нанести не меньший вред, чем её нехватка. Да, двигатель не заклинит сразу, но "перекорм" маслом запускает цепочку проблем, способных привести к дорогому ремонту.
Большинство водителей хорошо понимают, чем опасно "масляное голодание". А вот о вреде избытка моторного масла задумываются далеко не все. Тем временем последствий может быть больше, чем вы предполагаете.
Почему происходит перелив
Правильный объем масла для конкретного мотора всегда указан в инструкции по эксплуатации автомобиля. Также проконсультировать по этому вопросу могут специалисты на СТО или в дилерском центре. Однако даже при наличии всей информации от ошибок не застрахован никто — ни новички, ни опытные автомобилисты.
Часто перелив масла происходит из-за банальной спешки или невнимательности. Например, если доливка производится на горячем моторе, показания щупа будут некорректными. Или когда машина стоит на уклоне — уровень масла не удастся точно определить. Иногда мешает даже человеческий фактор: кто-то толкнул, отвлёк, не туда посмотрел — и вот в картере уже излишек.
"Всегда проверяю масло на холодном двигателе, чтобы машина стояла строго горизонтально. Завожу мотор, через 30 секунд глушу, вынимаю щуп, смотрю уровень. Доливаю только до нужной отметки", — рассказывает автомобилист из Екатеринбурга.
Даже опытные водители порой сознательно оставляют запас, особенно если машина "ест" масло. Но такая стратегия не всегда оправдана.
"На одной из моих машин, старом японце, я стабильно заливал чуть больше положенного — 4 литра вместо 3,9. Знал, что масло немного уходит, поэтому не паниковал. Но если бы заливал больше, особенно зимой, сальники точно бы выдавило", — делится опытом автовладелец из Красноярска.
Чем грозит избыток масла
Если масла в моторе больше, чем нужно, последствия могут быть серьёзными. Начнём с самого безобидного — повышенного расхода смазки. В условиях городской езды или при агрессивном стиле вождения это быстро выльется в дополнительные траты.
Но главные проблемы начинаются, когда коленчатый вал начинает "вспенивать" масло — это явление называется барботирование. В результате образуется эмульсия, идущая по системе смазки. Из-за этого нарушается работа гидрокомпенсаторов, появляется стук в двигателе, падает мощность. Масло теряет свои свойства, а детали — защиту.
"Я всегда меняю масло в сервисе. Но при этом контролирую процесс: беру с собой проверенное масло и слежу, чтобы налили точно по норме", — говорит таксист и владелец автомобиля.
Кроме того, при избытке смазки повышается давление в системе, и масло может пойти через сальники. Особенно опасна утечка через передний сальник коленвала — масло может попасть на ремень ГРМ, а это риск его проскальзывания и преждевременного износа. Следом — нарушение фаз газораспределения, а иногда и встреча клапанов с поршнями.
Не стоит забывать и о закоксовке маслосъемных колец. Когда в цилиндрах слишком много масла, оно начинает прогорать, оставляя нагар. Результат — потеря компрессии, загрязнение свечей, повышенное содержание выхлопных газов в картере. Это может повредить нейтрализатор, вызвать стук катализатора, неприятный запах в салоне и рост расхода топлива.
Если двигатель турбированный, переизбыток масла может деформировать вал ротора турбины. А это уже ремонт на сумму с несколькими нулями.
Как избежать проблем
Главное правило — соблюдение инструкций. Вот несколько советов, которые помогут избежать перелива:
-
заливайте масло только на остывшем двигателе.
-
ставьте машину строго на горизонтальную поверхность.
-
используйте щуп по назначению: проверьте уровень, дайте мотору поработать, снова проверьте.
-
не ориентируйтесь на "на глаз" или на остатки в канистре.
-
если всё же залили лишнее — лучше сразу удалить излишек. Это можно сделать через отверстие щупа или фильтр при помощи шприца с трубкой.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru