Моторное масло
Моторное масло
Алексей Ларин Опубликована 22.06.2025 в 4:15

Мотор стучит, сальники текут, турбина умирает — и всё из-за одной мелкой ошибки при замене масла

Кажется, что немного больше масла — это не страшно. Лучше с запасом, чем с недостатком, правда? Но на самом деле переизбыток смазки в двигателе способен нанести не меньший вред, чем её нехватка. Да, двигатель не заклинит сразу, но "перекорм" маслом запускает цепочку проблем, способных привести к дорогому ремонту.

Большинство водителей хорошо понимают, чем опасно "масляное голодание". А вот о вреде избытка моторного масла задумываются далеко не все. Тем временем последствий может быть больше, чем вы предполагаете.

Почему происходит перелив

Правильный объем масла для конкретного мотора всегда указан в инструкции по эксплуатации автомобиля. Также проконсультировать по этому вопросу могут специалисты на СТО или в дилерском центре. Однако даже при наличии всей информации от ошибок не застрахован никто — ни новички, ни опытные автомобилисты.

Часто перелив масла происходит из-за банальной спешки или невнимательности. Например, если доливка производится на горячем моторе, показания щупа будут некорректными. Или когда машина стоит на уклоне — уровень масла не удастся точно определить. Иногда мешает даже человеческий фактор: кто-то толкнул, отвлёк, не туда посмотрел — и вот в картере уже излишек.

"Всегда проверяю масло на холодном двигателе, чтобы машина стояла строго горизонтально. Завожу мотор, через 30 секунд глушу, вынимаю щуп, смотрю уровень. Доливаю только до нужной отметки", — рассказывает автомобилист из Екатеринбурга.

Даже опытные водители порой сознательно оставляют запас, особенно если машина "ест" масло. Но такая стратегия не всегда оправдана.

"На одной из моих машин, старом японце, я стабильно заливал чуть больше положенного — 4 литра вместо 3,9. Знал, что масло немного уходит, поэтому не паниковал. Но если бы заливал больше, особенно зимой, сальники точно бы выдавило", — делится опытом автовладелец из Красноярска.

Чем грозит избыток масла

Если масла в моторе больше, чем нужно, последствия могут быть серьёзными. Начнём с самого безобидного — повышенного расхода смазки. В условиях городской езды или при агрессивном стиле вождения это быстро выльется в дополнительные траты.

Но главные проблемы начинаются, когда коленчатый вал начинает "вспенивать" масло — это явление называется барботирование. В результате образуется эмульсия, идущая по системе смазки. Из-за этого нарушается работа гидрокомпенсаторов, появляется стук в двигателе, падает мощность. Масло теряет свои свойства, а детали — защиту.

"Я всегда меняю масло в сервисе. Но при этом контролирую процесс: беру с собой проверенное масло и слежу, чтобы налили точно по норме", — говорит таксист и владелец автомобиля.

Кроме того, при избытке смазки повышается давление в системе, и масло может пойти через сальники. Особенно опасна утечка через передний сальник коленвала — масло может попасть на ремень ГРМ, а это риск его проскальзывания и преждевременного износа. Следом — нарушение фаз газораспределения, а иногда и встреча клапанов с поршнями.

Не стоит забывать и о закоксовке маслосъемных колец. Когда в цилиндрах слишком много масла, оно начинает прогорать, оставляя нагар. Результат — потеря компрессии, загрязнение свечей, повышенное содержание выхлопных газов в картере. Это может повредить нейтрализатор, вызвать стук катализатора, неприятный запах в салоне и рост расхода топлива.

Если двигатель турбированный, переизбыток масла может деформировать вал ротора турбины. А это уже ремонт на сумму с несколькими нулями.

Как избежать проблем

Главное правило — соблюдение инструкций. Вот несколько советов, которые помогут избежать перелива:

  • заливайте масло только на остывшем двигателе.

  • ставьте машину строго на горизонтальную поверхность.

  • используйте щуп по назначению: проверьте уровень, дайте мотору поработать, снова проверьте.

  • не ориентируйтесь на "на глаз" или на остатки в канистре.

  • если всё же залили лишнее — лучше сразу удалить излишек. Это можно сделать через отверстие щупа или фильтр при помощи шприца с трубкой.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »