АЗС
АЗС
Алексей Ларин Опубликована 12.07.2025 в 7:12

Машина едет как обычно, а мотор уже разрушен: главный секрет бензина, который обходится слишком дорого

На первый взгляд, разница между марками бензина может показаться несущественной. Многие водители уверены: если вместо рекомендованного АИ-95 залить более дешёвый АИ-92, ничего страшного не произойдёт. Однако это заблуждение может дорого обойтись.

Что скрывается за октановым числом

Октановое число — это вовсе не маркетинговый ход, а один из ключевых показателей топлива. Оно определяет устойчивость бензина к детонации — неконтролируемому самовоспламенению топливной смеси в цилиндрах. Чем выше октановое число, тем большую степень сжатия может выдержать топливо без взрыва. Для современных двигателей, особенно высокофорсированных, это критично.

Когда октановое число ниже нормы

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев пояснил, что каждый двигатель внутреннего сгорания разрабатывается под конкретный тип топлива. Если залить бензин с более низким октановым числом, чем предусмотрено, это может привести к детонации. Водитель, возможно, и не заметит этого сразу — автомобиль будет ехать. Но внутри двигателя начнётся разрушение: повысится температура, элементы агрегатов начнут разбалансироваться, возрастёт износ. Результат — преждевременная поломка и дорогой ремонт.

"Если вместо 95-го, на который рассчитан мотор, в него залить 92-й, то это приведет к детонации, разбалансировке узлов и агрегатов, а в дальнейшем — к поломке", — подчёркивает Канаев.

А если наоборот — АИ-95 вместо АИ-92?

Казалось бы, более "продвинутое" топливо должно быть безопасным в любом случае. Однако и здесь не всё так однозначно. Если двигатель изначально рассчитан на АИ-92, заправка АИ-95 также может навредить. Канаев отмечает, что при использовании топлива с повышенным октановым числом в простых двигателях возрастает вероятность образования избыточного нагара. Это особенно критично в зимний период: из-за нагара могут залипнуть клапаны.

"При этом в нем образуется много лишнего нагара. Из-за этого могут залипнуть клапана, особенно зимой", — поясняет эксперт.

Когда электроника спасает двигатель

В современных моделях авто внедрены технологии, способные частично компенсировать ошибки водителя при выборе топлива. Например, электроника регулирует момент зажигания, угол опережения, а также изменяет давление и объём впрыска топлива. Это позволяет мотору адаптироваться под "неидеальное" горючее.

По словам Канаева, такая адаптация доступна не всем автомобилям. Чаще всего речь идёт о моделях европейских марок после 2003 года и японских — начиная с 2005-го. Именно в этих машинах установлены моторы с системой автоматической подстройки под топливо.

Но стоит ли рисковать?

Даже если двигатель способен адаптироваться, это не означает, что можно полностью игнорировать рекомендации производителя. Электроника сгладит последствия — но не устранит их. Снижение мощности, увеличение расхода топлива и ускоренный износ деталей — всё это может стать незаметным, но реальным итогом регулярного выбора "не того" бензина.

Несколько интересных фактов о бензине и двигателях:

  • в СССР существовал бензин с октановым числом 66, применявшийся только в некоторых военных автомобилях.

  • формально октановое число может достигать 120 — такие показатели характерны для авиационного топлива.

  • в США на заправках указано среднее значение между октановыми числами по разным методикам, поэтому местный "Regular" (87) эквивалентен примерно нашему АИ-92.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »