
Машина едет как обычно, а мотор уже разрушен: главный секрет бензина, который обходится слишком дорого
На первый взгляд, разница между марками бензина может показаться несущественной. Многие водители уверены: если вместо рекомендованного АИ-95 залить более дешёвый АИ-92, ничего страшного не произойдёт. Однако это заблуждение может дорого обойтись.
Что скрывается за октановым числом
Октановое число — это вовсе не маркетинговый ход, а один из ключевых показателей топлива. Оно определяет устойчивость бензина к детонации — неконтролируемому самовоспламенению топливной смеси в цилиндрах. Чем выше октановое число, тем большую степень сжатия может выдержать топливо без взрыва. Для современных двигателей, особенно высокофорсированных, это критично.
Когда октановое число ниже нормы
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев пояснил, что каждый двигатель внутреннего сгорания разрабатывается под конкретный тип топлива. Если залить бензин с более низким октановым числом, чем предусмотрено, это может привести к детонации. Водитель, возможно, и не заметит этого сразу — автомобиль будет ехать. Но внутри двигателя начнётся разрушение: повысится температура, элементы агрегатов начнут разбалансироваться, возрастёт износ. Результат — преждевременная поломка и дорогой ремонт.
"Если вместо 95-го, на который рассчитан мотор, в него залить 92-й, то это приведет к детонации, разбалансировке узлов и агрегатов, а в дальнейшем — к поломке", — подчёркивает Канаев.
А если наоборот — АИ-95 вместо АИ-92?
Казалось бы, более "продвинутое" топливо должно быть безопасным в любом случае. Однако и здесь не всё так однозначно. Если двигатель изначально рассчитан на АИ-92, заправка АИ-95 также может навредить. Канаев отмечает, что при использовании топлива с повышенным октановым числом в простых двигателях возрастает вероятность образования избыточного нагара. Это особенно критично в зимний период: из-за нагара могут залипнуть клапаны.
"При этом в нем образуется много лишнего нагара. Из-за этого могут залипнуть клапана, особенно зимой", — поясняет эксперт.
Когда электроника спасает двигатель
В современных моделях авто внедрены технологии, способные частично компенсировать ошибки водителя при выборе топлива. Например, электроника регулирует момент зажигания, угол опережения, а также изменяет давление и объём впрыска топлива. Это позволяет мотору адаптироваться под "неидеальное" горючее.
По словам Канаева, такая адаптация доступна не всем автомобилям. Чаще всего речь идёт о моделях европейских марок после 2003 года и японских — начиная с 2005-го. Именно в этих машинах установлены моторы с системой автоматической подстройки под топливо.
Но стоит ли рисковать?
Даже если двигатель способен адаптироваться, это не означает, что можно полностью игнорировать рекомендации производителя. Электроника сгладит последствия — но не устранит их. Снижение мощности, увеличение расхода топлива и ускоренный износ деталей — всё это может стать незаметным, но реальным итогом регулярного выбора "не того" бензина.
Несколько интересных фактов о бензине и двигателях:
-
в СССР существовал бензин с октановым числом 66, применявшийся только в некоторых военных автомобилях.
-
формально октановое число может достигать 120 — такие показатели характерны для авиационного топлива.
-
в США на заправках указано среднее значение между октановыми числами по разным методикам, поэтому местный "Regular" (87) эквивалентен примерно нашему АИ-92.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru