Скорая помощь
Скорая помощь
Алексей Ларин Опубликована 03.06.2025 в 8:08

Одна ошибка — и прощай права: водителям рассказали о неожиданном запрете на дороге

Каждому водителю хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться с ситуацией: сзади — вой сирены, в зеркале — мигающие проблесковые маячки. И в этот момент от действий водителя может зависеть чья-то жизнь. Но что именно следует делать, чтобы не попасть под штраф — или, что хуже, не помешать оперативной помощи? Минтранс решил внести ясность.

Почему потребовались изменения

До недавнего времени правила дорожного движения требовали от водителей лишь "уступить дорогу" автомобилям с проблесковыми маячками и включёнными сиренами — будь то скорая помощь, полиция или МЧС. Однако формулировка оставалась расплывчатой: кто-то понимал её как обязанность остановиться, другие — как необходимость просто слегка сбавить скорость.

Результат — хаос на дорогах, в котором порой не виноват ни водитель легковушки, ни водитель скорой. В Минтрансе отмечают, что изменения направлены не столько на ужесточение правил, сколько на устранение правовой неопределённости.

Что меняется теперь

В проекте поправок, опубликованном Минтрансом 28 мая, предлагается конкретизировать действия водителей. Главное нововведение — обязанность перестроиться в соседний ряд, если это позволяет дорожная обстановка. Причём сделать это нужно заблаговременно, а не в последний момент.

Также вводится запрет на следующие действия:

  • Опережать автомобиль со спецсигналами;

  • Двигаться вплотную за ним — это теперь приравнивается к созданию помех.

Речь идёт о любых автомобилях со включёнными проблесковыми маячками и звуковыми сигналами — от машин скорой помощи до автозаков и пожарных.

Не новые права, а новые обязанности

Минтранс подчёркивает: эти поправки не предоставляют спецтранспорту дополнительных привилегий. Они лишь расставляют акценты — что именно должен сделать обычный водитель, чтобы не оказаться виновником административного правонарушения.

До этого за "неуступку" полагался штраф — 500 рублей или лишение прав. Однако суды часто становились ареной споров, где автовладельцы доказывали, что "уступили как могли". Теперь такие споры, по замыслу авторов инициативы, должны уйти в прошлое.

Разумный компромисс или начало жесткости?

Реакция общественности на разъяснения Минтранса оказалась сдержанной. Автоэксперты считают, что уточнение — шаг в верном направлении, особенно для густонаселённых мегаполисов, где манёвры скоек и пожарных машин часто становятся невозможными из-за плотного потока.

Однако юристы предупреждают: всё будет зависеть от формулировок и их применения на практике.

"Если водителя обяжут перестроиться, но не уточнят, что делать, если это невозможно — например, если все полосы заняты, — то на дорогах могут появиться новые конфликтные ситуации", — говорит автоюрист Ирина Полякова.

Как вести себя при виде сирены — теперь по пунктам

Итак, что следует запомнить каждому водителю:

  1. Услышали сирену — убедитесь, откуда едет спецтранспорт.

  2. Начинайте перестроение в соседний ряд — если это безопасно.

  3. Не опережайте и не едьте сразу за автомобилем со спецсигналами.

  4. Не паникуйте — главное правило: не создавайте помех и действуйте предсказуемо.

А как в других странах?

Интересный факт: в Германии за создание помех скорой помощи предусмотрен штраф до 320 евро и лишение прав на месяц. А в США действует так называемый "закон о коридоре безопасности" — водители обязаны остановиться или отъехать как можно дальше от полосы, по которой движется экстренный транспорт.

Подведём итог

Поправки Минтранса не меняют суть, но делают правила понятнее. Это попытка навести порядок там, где раньше царили разночтения. И если в результате хотя бы одна скорая помощь доберётся быстрее — изменения уже можно считать удачными.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »