
Одна ошибка — и прощай права: водителям рассказали о неожиданном запрете на дороге
Каждому водителю хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться с ситуацией: сзади — вой сирены, в зеркале — мигающие проблесковые маячки. И в этот момент от действий водителя может зависеть чья-то жизнь. Но что именно следует делать, чтобы не попасть под штраф — или, что хуже, не помешать оперативной помощи? Минтранс решил внести ясность.
Почему потребовались изменения
До недавнего времени правила дорожного движения требовали от водителей лишь "уступить дорогу" автомобилям с проблесковыми маячками и включёнными сиренами — будь то скорая помощь, полиция или МЧС. Однако формулировка оставалась расплывчатой: кто-то понимал её как обязанность остановиться, другие — как необходимость просто слегка сбавить скорость.
Результат — хаос на дорогах, в котором порой не виноват ни водитель легковушки, ни водитель скорой. В Минтрансе отмечают, что изменения направлены не столько на ужесточение правил, сколько на устранение правовой неопределённости.
Что меняется теперь
В проекте поправок, опубликованном Минтрансом 28 мая, предлагается конкретизировать действия водителей. Главное нововведение — обязанность перестроиться в соседний ряд, если это позволяет дорожная обстановка. Причём сделать это нужно заблаговременно, а не в последний момент.
Также вводится запрет на следующие действия:
-
Опережать автомобиль со спецсигналами;
-
Двигаться вплотную за ним — это теперь приравнивается к созданию помех.
Речь идёт о любых автомобилях со включёнными проблесковыми маячками и звуковыми сигналами — от машин скорой помощи до автозаков и пожарных.
Не новые права, а новые обязанности
Минтранс подчёркивает: эти поправки не предоставляют спецтранспорту дополнительных привилегий. Они лишь расставляют акценты — что именно должен сделать обычный водитель, чтобы не оказаться виновником административного правонарушения.
До этого за "неуступку" полагался штраф — 500 рублей или лишение прав. Однако суды часто становились ареной споров, где автовладельцы доказывали, что "уступили как могли". Теперь такие споры, по замыслу авторов инициативы, должны уйти в прошлое.
Разумный компромисс или начало жесткости?
Реакция общественности на разъяснения Минтранса оказалась сдержанной. Автоэксперты считают, что уточнение — шаг в верном направлении, особенно для густонаселённых мегаполисов, где манёвры скоек и пожарных машин часто становятся невозможными из-за плотного потока.
Однако юристы предупреждают: всё будет зависеть от формулировок и их применения на практике.
"Если водителя обяжут перестроиться, но не уточнят, что делать, если это невозможно — например, если все полосы заняты, — то на дорогах могут появиться новые конфликтные ситуации", — говорит автоюрист Ирина Полякова.
Как вести себя при виде сирены — теперь по пунктам
Итак, что следует запомнить каждому водителю:
-
Услышали сирену — убедитесь, откуда едет спецтранспорт.
-
Начинайте перестроение в соседний ряд — если это безопасно.
-
Не опережайте и не едьте сразу за автомобилем со спецсигналами.
-
Не паникуйте — главное правило: не создавайте помех и действуйте предсказуемо.
А как в других странах?
Интересный факт: в Германии за создание помех скорой помощи предусмотрен штраф до 320 евро и лишение прав на месяц. А в США действует так называемый "закон о коридоре безопасности" — водители обязаны остановиться или отъехать как можно дальше от полосы, по которой движется экстренный транспорт.
Подведём итог
Поправки Минтранса не меняют суть, но делают правила понятнее. Это попытка навести порядок там, где раньше царили разночтения. И если в результате хотя бы одна скорая помощь доберётся быстрее — изменения уже можно считать удачными.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru