
То, чего боялся даже Си Цзиньпин: кризис в китайской автоиндустрии вышел из-под контроля
Китай не просто догнал Запад в области производства электромобилей — он его обогнал. Страна превратилась в мирового лидера по выпуску доступных моделей, открыв перед собой рынки Юго-Восточной Азии, Европы и Латинской Америки. Но всё изменилось почти внезапно. Рост, казавшийся безграничным, натолкнулся на суровую реальность — системный кризис, вызванный собственным же успехом.
Сегодня крупнейшие китайские автопроизводители, ещё недавно с энтузиазмом расширяющие свои заводы, сталкиваются с избытком складских запасов и отсутствием спроса. В отчаянии они идут на шаги, которые трудно назвать устойчивыми — от агрессивного демпинга до фиктивных сделок. Ситуация уже вышла на уровень государственной повестки: председатель Си Цзиньпин выразил резкую критику в адрес автокомпаний и IT-сектора за чрезмерное наращивание производства, сообщает The Guardian.
Цены на грани абсурда
Ценовой кризис в Китае уже стал фактом. По данным CNBC, средняя стоимость нового автомобиля в стране за последний год рухнула на 19%. Если смотреть по типам силовой установки, то падение составило от 18 до 27%. Для отрасли с традиционно низкой маржой это катастрофа. Некоторые модели продаются с многотысячными скидками: ультрабюджетный BYD Seagull и Great Wall Ora 3, например, можно купить почти на 20% дешевле, чем заявлено в прайсах.
Такой обвал цен делает бизнес-модель практически нежизнеспособной — расходы на разработку, логистику и продвижение не отбиваются даже при больших объемах сбыта.
Ловкость рук: фиктивные продажи
Чтобы хоть как-то поддерживать видимость роста, автопроизводители прибегают к нетрадиционным методам. Некоторые компании, по сообщениям из отрасли, оформляют продажи автомобилей ещё до их физической поставки. Затем машины быстро перепродаются за рубеж — уже как подержанные.
Это позволяет отчитаться об успехах, избавиться от складских остатков и даже частично компенсировать убытки — пусть и за счёт нарушения стандартных рыночных механизмов. На бумаге продажи выглядят внушительно, но реальность далека от стабильности.
Голос отрасли: кризис неминуем
Проблема уже признана на самом высоком уровне — и в правительстве, и в самой индустрии. Глава Xpeng открыто заявил, что "некоторые производители не смогут дожить до конца года". Ещё жёстче выразился председатель Great Wall, сравнив текущее положение с крахом китайского рынка недвижимости, последствия которого до сих пор аукаются экономике.
Власти рассматривают возможность введения ограничений на ценовую конкуренцию, чтобы не допустить дальнейшей дестабилизации отрасли. В том числе обсуждаются инициативы, которые запретят продажу автомобилей ниже себестоимости.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru