Электромобиль во время зарядки в Берлине
Электромобиль во время зарядки в Берлине
Алексей Ларин Опубликована 07.07.2025 в 20:31

Жидкость против жары: как скрытая система охлаждения спасает электрокар, когда плавится асфальт

Летняя жара может быть настоящим испытанием — не только для людей, но и для техники. Особенно тревожатся владельцы электромобилей: выдержит ли их машина палящее солнце? Не перегреется ли батарея? На самом ли деле EV подвержены перегреву или всё это напрасные страхи?

Как оказалось, современные электромобили прекрасно подготовлены к жаркому климату — во многом даже лучше, чем авто с ДВС.

Умные технологии против перегрева

Современные электрокары спроектированы так, чтобы не только эффективно работать, но и защищать себя от экстремальных температур. Одной из ключевых систем здесь выступает жидкостное охлаждение. Если в обычных автомобилях с двигателем внутреннего сгорания тепло отводится от двигателя, то в электромобилях охлаждать нужно совсем другие элементы: батарею, инвертор, электродвигатель и блоки управления.

Температура литий-ионных батарей строго контролируется системой управления. Оптимальный температурный диапазон для них — от 20 до 35 °C. При 40-45 °C начинается ускоренный износ, а при температурах выше 60 °C могут начаться необратимые повреждения. Но это — скорее теоретическая угроза.

На практике, при достижении критического нагрева система автоматически снижает мощность и активирует циркуляцию охлаждающей жидкости. При этом тепло отводится от батарей через специальные модули, часто с активным охлаждением, аналогично радиаторам.

Зарядка на жаре — когда нужно быть внимательным

Наибольший тепловой стресс батареи испытывают не столько в движении, сколько во время быстрой зарядки. Высокий ток вызывает интенсивный нагрев, особенно если электромобиль уже нагрелся на солнце до этого. Именно в этом сценарии возможны пиковые нагрузки на систему охлаждения.

Что делать владельцу? Есть простые и действенные советы:

  • по возможности выбирайте зарядные станции с активным охлаждением кабелей;

  • старайтесь заряжать машину в тени, в крытых зонах или хотя бы в вечерние часы;

  • если машина сильно нагрелась на солнце, дайте ей немного "остыть" перед подключением к зарядке.

Дополнительный плюс современных EV — продвинутые системы термоменеджмента, в которых батарея охлаждается и во время зарядки, и во время стоянки при необходимости. Некоторые модели даже оснащены тепловыми насосами, которые адаптируются под текущие климатические условия.

Повседневное вождение летом: опасаться нечего

В обычной городской эксплуатации перегрев электромобиля практически исключён. Даже при высокой температуре окружающей среды система охлаждения работает в штатном режиме и не позволяет компонентам выйти за допустимые пределы.

Автомобиль сам контролирует свои тепловые режимы. В случае угрозы — снижает мощность, ограничивает работу кондиционера или включает вентиляторы на максимуме. Всё это происходит без вмешательства водителя.

Более того, в электромобилях нередко применяются алгоритмы, обученные на большом количестве климатических сценариев. Поэтому адаптация к условиям, например, летней жары в ОАЭ или Аризоне — это не фантазия, а заложенный в систему протокол поведения.

Несколько интересных фактов

  • В Tesla Model 3 используется специальный "octovalve" — многофункциональный терморегулятор, обеспечивающий эффективное охлаждение как батареи, так и салона;

  • По статистике, перегрев компонентов чаще случается в старых бензиновых авто, чем в современных электрокарах;

  • Некоторые EV, например Hyundai Ioniq 5, при жаре используют алгоритмы предохлаждения батареи перед быстрой зарядкой, если температура превышает безопасный уровень.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Юрист Орест Мацала: Россия признаёт решения о лишении прав за границей сегодня в 0:27
Одни страны позволяют чуть-чуть, другие не прощают ни капли: правила пьянства за рулём

Во сколько бокалов "оценивают" вождение в разных странах и можно ли потерять российские права, если вас поймали нетрезвым за границей — разбираемся подробно.

Читать полностью »
BYD обогнала Tesla по продажам электромобилей в 2025 году — данные аналитиков сегодня в 0:21
Илон Маск проиграл китайцам: как BYD лишил Tesla короны мирового лидера

Китайская BYD впервые обошла Tesla по продажам электрокаров, и теперь эксперты спорят, сможет ли Илон Маск вернуть лидерство компании.

Читать полностью »
При загоревшейся лампочке топлива можно проехать 70–100 км вчера в 23:35
Лампочка топлива мигает — а вы уже паникуете? Эксперт раскрыл главную автомобильную ловушку

Загорелась лампочка топлива — не спешите на первую попавшуюся заправку. Моторист объяснил, почему торопливость может обернуться ремонтом, а спокойствие — экономией.

Читать полностью »
Сверление катализатора приводит к поломке двигателя вчера в 23:32
Сверление катализатора — это бомба замедленного действия в вашем автомобиле

Автомеханики всё чаще сталкиваются с "народным лайфхаком" — сверлением катализатора. Разбираемся, зачем это делают водители и почему такое решение может стоить двигателя.

Читать полностью »
Галогенные фары оказались эффективнее LED в зимних условиях вчера в 22:40
Галогенные фары — это не прошлый век: 3 причины, почему они спасают жизни

Светодиоды считаются современнее, но в некоторых ситуациях старые добрые галогенные фары дают фору новинкам — и по цене, и по безопасности.

Читать полностью »
За использование магнитной рамки для скрытия номера грозит штраф 5000 рублей и лишение прав вчера в 22:38
Магнитные рамки на номерах: от экономии до суда один шаг

Магнитная рамка для номера кажется безобидным аксессуаром, но её использование для сокрытия регистрационного знака грозит штрафами и лишением прав — разберёмся, почему.

Читать полностью »
вчера в 21:56
Машина стареет быстрее хозяина: как пятилетние авто вдруг стали мечтой россиян

В России растёт интерес к пятилетним автомобилям — особенно к отечественным моделям. Какие марки лидируют и стоит ли покупать такие машины прямо сейчас?

Читать полностью »
Tesla запатентовала надувной спойлер с автоматическим изменением формы для Cybertruck вчера в 20:52
Металл больше не нужен: как Tesla уничтожила сам смысл слова "спойлер"

Tesla снова впереди: Cybertruck получит спойлер, который не из металла, а из воздуха. Как работает это чудо инженерии — и что оно даст водителям?

Читать полностью »