
Жидкость против жары: как скрытая система охлаждения спасает электрокар, когда плавится асфальт
Летняя жара может быть настоящим испытанием — не только для людей, но и для техники. Особенно тревожатся владельцы электромобилей: выдержит ли их машина палящее солнце? Не перегреется ли батарея? На самом ли деле EV подвержены перегреву или всё это напрасные страхи?
Как оказалось, современные электромобили прекрасно подготовлены к жаркому климату — во многом даже лучше, чем авто с ДВС.
Умные технологии против перегрева
Современные электрокары спроектированы так, чтобы не только эффективно работать, но и защищать себя от экстремальных температур. Одной из ключевых систем здесь выступает жидкостное охлаждение. Если в обычных автомобилях с двигателем внутреннего сгорания тепло отводится от двигателя, то в электромобилях охлаждать нужно совсем другие элементы: батарею, инвертор, электродвигатель и блоки управления.
Температура литий-ионных батарей строго контролируется системой управления. Оптимальный температурный диапазон для них — от 20 до 35 °C. При 40-45 °C начинается ускоренный износ, а при температурах выше 60 °C могут начаться необратимые повреждения. Но это — скорее теоретическая угроза.
На практике, при достижении критического нагрева система автоматически снижает мощность и активирует циркуляцию охлаждающей жидкости. При этом тепло отводится от батарей через специальные модули, часто с активным охлаждением, аналогично радиаторам.
Зарядка на жаре — когда нужно быть внимательным
Наибольший тепловой стресс батареи испытывают не столько в движении, сколько во время быстрой зарядки. Высокий ток вызывает интенсивный нагрев, особенно если электромобиль уже нагрелся на солнце до этого. Именно в этом сценарии возможны пиковые нагрузки на систему охлаждения.
Что делать владельцу? Есть простые и действенные советы:
-
по возможности выбирайте зарядные станции с активным охлаждением кабелей;
-
старайтесь заряжать машину в тени, в крытых зонах или хотя бы в вечерние часы;
-
если машина сильно нагрелась на солнце, дайте ей немного "остыть" перед подключением к зарядке.
Дополнительный плюс современных EV — продвинутые системы термоменеджмента, в которых батарея охлаждается и во время зарядки, и во время стоянки при необходимости. Некоторые модели даже оснащены тепловыми насосами, которые адаптируются под текущие климатические условия.
Повседневное вождение летом: опасаться нечего
В обычной городской эксплуатации перегрев электромобиля практически исключён. Даже при высокой температуре окружающей среды система охлаждения работает в штатном режиме и не позволяет компонентам выйти за допустимые пределы.
Автомобиль сам контролирует свои тепловые режимы. В случае угрозы — снижает мощность, ограничивает работу кондиционера или включает вентиляторы на максимуме. Всё это происходит без вмешательства водителя.
Более того, в электромобилях нередко применяются алгоритмы, обученные на большом количестве климатических сценариев. Поэтому адаптация к условиям, например, летней жары в ОАЭ или Аризоне — это не фантазия, а заложенный в систему протокол поведения.
Несколько интересных фактов
-
В Tesla Model 3 используется специальный "octovalve" — многофункциональный терморегулятор, обеспечивающий эффективное охлаждение как батареи, так и салона;
-
По статистике, перегрев компонентов чаще случается в старых бензиновых авто, чем в современных электрокарах;
-
Некоторые EV, например Hyundai Ioniq 5, при жаре используют алгоритмы предохлаждения батареи перед быстрой зарядкой, если температура превышает безопасный уровень.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru