врач
врач
Алексей Ларин Опубликована 16.05.2025 в 3:58

Медсправка перевернёт жизнь: водительские права могут отобрать после одного визита к врачу

Может ли обычный прием у терапевта закончиться аннулированием водительского удостоверения? Оказывается, да — если будет выявлено заболевание из специального списка противопоказаний. Новый законопроект, обсуждаемый в Госдуме, дает такую возможность, и последствия могут затронуть миллионы водителей. Газета.ру разобралась, какие болезни станут причиной лишения прав, как будет работать система и к чему это может привести.

Неожиданная угроза от врача

Законопроект, впервые рассмотренный еще в 2022 году, вновь оказался в центре внимания. Комитет Госдумы по транспорту подготовил ко второму чтению важные поправки, согласно которым водитель может лишиться прав после обычного визита в поликлинику — даже во время диспансеризации.

Теперь если на приеме у врача выявится заболевание, входящее в перечень медицинских противопоказаний к управлению автомобилем, пациент будет направлен на внеплановое медицинское обследование. Если диагноз подтвердится, информация попадет в федеральную медицинскую базу, а оттуда — прямо в ГИБДД. Результат — автоматическое аннулирование водительского удостоверения.

Водитель, конечно, имеет право на повторное обследование. На это дается три месяца, в течение которых права формально остаются действительными. Однако пройти обследование можно только в лицензированном медучреждении. Если состояние улучшится и противопоказания исчезнут, вернуть права можно, но для этого вновь потребуется медкомиссия.

За какие диагнозы аннулируют права

Основанием для лишения водительского удостоверения служит перечень, утвержденный постановлением правительства № 1604 от 29 декабря 2014 года. Основной акцент сделан на психиатрические и неврологические заболевания:

  • шизофрения;

  • органические психические расстройства;

  • расстройства личности и поведения;

  • умственная отсталость;

  • эпилепсия;

  • слепота обоих глаз;

  • ахроматопсия (неспособность различать цвета).

Кроме того, под запрет подпадают хронические заболевания глаза, расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ, а также нарушения в работе вестибулярного аппарата.

Что говорят специалисты

Несмотря на суровые формулировки, медики скептически оценивают реальную эффективность нового порядка. Врач-психиатр-нарколог Александр Ковтун обращает внимание на то, что психические расстройства невозможно выявить на приеме у терапевта — а именно к таким врачам пациенты обращаются чаще всего.

"К психиатру человек сам не идет, как, скажем, к ЛОРу. А ведь именно психиатр может дать точное заключение. Да, окулист заметит проблемы со зрением, ЛОР — с слухом, но большинство расстройств психики неуловимы для врача общей практики", — говорит он.

По словам Ковтуна, многие расстройства психики временные и нестойкие. Даже если что-то выявится, к моменту прохождения повторной комиссии пациент уже может быть здоров, и прав лишён не будет.

Иной взгляд у врача-эпилептолога Ольги Голубинской. Она считает новый механизм полезным, особенно в отношении пациентов с судорожными припадками — часто вызванными алкоголем или наркотиками.

"Ко мне приходят с судорогами, вызванными интоксикацией. Это не всегда эпилепсия — бывает, за этим стоят травмы, опухоли. Но справки получают раз в 10 лет, и за это время может случиться всё что угодно", — рассказывает она.

Голубинская признаёт: таких пациентов много, и большинство — нарушители. Они формально соглашаются, что не будут водить, но продолжают садиться за руль.

Коррупционные риски

Однако не все воспринимают нововведение как шаг к безопасности. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин видит в новом порядке риски коррупции.

"Врач может намекнуть пациенту: мол, вижу проблему — отправлю на комиссию. Потеря времени, риск лишиться прав. Конечно, кто-то попробует "договориться". Это создаёт опасную почву", — считает он.

По мнению Шапарина, реформа не решает старую проблему: массовую продажу поддельных медицинских справок через интернет. При этом он приводит пример смежной отрасли — оформления оружейных справок. Там процесс уже отлажен: справки выдаются только в государственных медучреждениях, пройти фиктивный осмотр невозможно.

Что это меняет для водителей

Если законопроект примут, любой визит к врачу станет потенциальным триггером проверки. Водителям придётся внимательнее относиться к здоровью, а возможно — и пересмотреть свою медицинскую честность. Особенно уязвимыми окажутся те, кто скрывает проблемы — временные или хронические.

Однако насколько эффективной окажется система — вопрос открытый. Учитывая нехватку узких специалистов, сложности диагностики и возможную коррупцию, риски остаются высокими. Но если реформу удастся реализовать грамотно, она действительно может сделать дороги безопаснее.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »