врач
врач
Алексей Ларин Опубликована 16.05.2025 в 3:58

Медсправка перевернёт жизнь: водительские права могут отобрать после одного визита к врачу

Может ли обычный прием у терапевта закончиться аннулированием водительского удостоверения? Оказывается, да — если будет выявлено заболевание из специального списка противопоказаний. Новый законопроект, обсуждаемый в Госдуме, дает такую возможность, и последствия могут затронуть миллионы водителей. Газета.ру разобралась, какие болезни станут причиной лишения прав, как будет работать система и к чему это может привести.

Неожиданная угроза от врача

Законопроект, впервые рассмотренный еще в 2022 году, вновь оказался в центре внимания. Комитет Госдумы по транспорту подготовил ко второму чтению важные поправки, согласно которым водитель может лишиться прав после обычного визита в поликлинику — даже во время диспансеризации.

Теперь если на приеме у врача выявится заболевание, входящее в перечень медицинских противопоказаний к управлению автомобилем, пациент будет направлен на внеплановое медицинское обследование. Если диагноз подтвердится, информация попадет в федеральную медицинскую базу, а оттуда — прямо в ГИБДД. Результат — автоматическое аннулирование водительского удостоверения.

Водитель, конечно, имеет право на повторное обследование. На это дается три месяца, в течение которых права формально остаются действительными. Однако пройти обследование можно только в лицензированном медучреждении. Если состояние улучшится и противопоказания исчезнут, вернуть права можно, но для этого вновь потребуется медкомиссия.

За какие диагнозы аннулируют права

Основанием для лишения водительского удостоверения служит перечень, утвержденный постановлением правительства № 1604 от 29 декабря 2014 года. Основной акцент сделан на психиатрические и неврологические заболевания:

  • шизофрения;

  • органические психические расстройства;

  • расстройства личности и поведения;

  • умственная отсталость;

  • эпилепсия;

  • слепота обоих глаз;

  • ахроматопсия (неспособность различать цвета).

Кроме того, под запрет подпадают хронические заболевания глаза, расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ, а также нарушения в работе вестибулярного аппарата.

Что говорят специалисты

Несмотря на суровые формулировки, медики скептически оценивают реальную эффективность нового порядка. Врач-психиатр-нарколог Александр Ковтун обращает внимание на то, что психические расстройства невозможно выявить на приеме у терапевта — а именно к таким врачам пациенты обращаются чаще всего.

"К психиатру человек сам не идет, как, скажем, к ЛОРу. А ведь именно психиатр может дать точное заключение. Да, окулист заметит проблемы со зрением, ЛОР — с слухом, но большинство расстройств психики неуловимы для врача общей практики", — говорит он.

По словам Ковтуна, многие расстройства психики временные и нестойкие. Даже если что-то выявится, к моменту прохождения повторной комиссии пациент уже может быть здоров, и прав лишён не будет.

Иной взгляд у врача-эпилептолога Ольги Голубинской. Она считает новый механизм полезным, особенно в отношении пациентов с судорожными припадками — часто вызванными алкоголем или наркотиками.

"Ко мне приходят с судорогами, вызванными интоксикацией. Это не всегда эпилепсия — бывает, за этим стоят травмы, опухоли. Но справки получают раз в 10 лет, и за это время может случиться всё что угодно", — рассказывает она.

Голубинская признаёт: таких пациентов много, и большинство — нарушители. Они формально соглашаются, что не будут водить, но продолжают садиться за руль.

Коррупционные риски

Однако не все воспринимают нововведение как шаг к безопасности. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин видит в новом порядке риски коррупции.

"Врач может намекнуть пациенту: мол, вижу проблему — отправлю на комиссию. Потеря времени, риск лишиться прав. Конечно, кто-то попробует "договориться". Это создаёт опасную почву", — считает он.

По мнению Шапарина, реформа не решает старую проблему: массовую продажу поддельных медицинских справок через интернет. При этом он приводит пример смежной отрасли — оформления оружейных справок. Там процесс уже отлажен: справки выдаются только в государственных медучреждениях, пройти фиктивный осмотр невозможно.

Что это меняет для водителей

Если законопроект примут, любой визит к врачу станет потенциальным триггером проверки. Водителям придётся внимательнее относиться к здоровью, а возможно — и пересмотреть свою медицинскую честность. Особенно уязвимыми окажутся те, кто скрывает проблемы — временные или хронические.

Однако насколько эффективной окажется система — вопрос открытый. Учитывая нехватку узких специалистов, сложности диагностики и возможную коррупцию, риски остаются высокими. Но если реформу удастся реализовать грамотно, она действительно может сделать дороги безопаснее.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

сегодня в 5:26
Льготы не спасают: россияне всё реже решаются брать машину в кредит

Осенью рынок автокредитов просел, но банки зафиксировали рост одобрений и увеличение среднего чека — автопокупатели стали осторожнее, но не отказались от займов.

Читать полностью »
ГИБДД проведёт в Москве рейд сегодня в 5:07
Самокатеры и велосипедисты под ударом: в столице началась охота на нарушителей

В Москве пройдут масштабные проверки велосипедистов и пользователей электросамокатов. Почему инспекторы уделят особое внимание детям и что ждёт нарушителей?

Читать полностью »
Механики предупреждают: агрессивная езда повышает расход топлива до 40% сегодня в 4:15
Топливо уходит, а чек не горит: где искать утечку, которой нет

Почему даже исправный автомобиль начинает "есть" больше топлива и как вернуть ему экономичность — реальные причины, цифры и советы.

Читать полностью »
FOX 2: в Миссури женщина угнала машину, потому что устала идти пешком сегодня в 4:03
Когда усталость становится оправданием: зачем американка пошла на угон ради отдыха

Жительница Миссури устала идти пешком и решила сесть в чужой Hyundai прямо на заправке. Простая усталость обернулась уголовным делом и громким обсуждением по всей стране.

Читать полностью »
Стоимость эксплуатации Lada Vesta в такси в Москве составила 3,98 млн рублей за три года — данные НАПИ сегодня в 3:58
Такси на лезвии бритвы: сколько на самом деле стоит каждый километр пути для Lada Vesta

Сколько на самом деле стоит "прокрутить" Lada Vesta в такси три года при 360 000 км? Разбираем топливо, лизинг, шины и страховки, считаем себестоимость километра и годовой бюджет.

Читать полностью »
Минфин РФ: новая пошлина за маркировку товаров заработает с 1 января 2026 года сегодня в 3:15
Поддержка электроники или удар по автопрому: чем обернётся новая пошлина

С 2026 года в России вводят пошлину за внесение данных в систему "Честный знак". Эксперты предупреждают: автотовары могут подорожать, но насколько — пока неизвестно.

Читать полностью »
Автоюрист Воропаев: ущерб за повреждение автомобиля при работах ЖКХ должен возмещать заказчик сегодня в 2:53
Разгром от коммунальщиков: почему за ваш разбитый бампер должен платить дворник

Юрист рассказал, как действовать, если коммунальщики повредили автомобиль во дворе. Простая последовательность шагов поможет вернуть деньги за ремонт даже без свидетелей.

Читать полностью »
сегодня в 2:28
Solaris удвоил продажи и напугал конкурентов: что происходит на рынке авто

Продажи Solaris в России выросли почти вдвое, а завод в Санкт-Петербурге готовит новые модели. Узнаем, за счёт чего бренд стремительно завоевывает рынок.

Читать полностью »