
Права превратятся в тыкву: как новый законопроект может "забрать" руль у должников
В России могут ввести новую меру, которая лишит права управления автомобилем водителей, не возместивших ущерб пострадавшим в ДТП. Инициатива уже оформлена в виде законопроекта и размещена в базе Госдумы. Что изменится и почему эта мера может оказаться действенной — разбираемся подробнее.
Что предлагают?
Авторы законопроекта считают: если человек виноват в аварии, но не компенсировал ущерб, он не должен иметь возможности и дальше спокойно водить машину. В документе предлагается временно ограничить право управления транспортным средством до тех пор, пока виновник не выполнит свои обязательства перед пострадавшими.
Речь идет не о всех ДТП подряд, а только о случаях, когда сумма ущерба превышает 100 тысяч рублей. Это порог, ниже которого такие меры применяться не будут. Таким образом, мера ориентирована на более серьёзные инциденты, последствия которых особенно болезненны для жертв аварий.
Почему это стало актуальным?
Проблема назрела давно. Сейчас действующее законодательство не мешает виновнику ДТП, даже если он не выплатил ни рубля компенсации, продолжать ездить по дорогам. В пояснительной записке к законопроекту указано, что подобная "безнаказанность" особенно характерна для мигрантов и лиц из социально неблагополучных слоёв, которые не имеют официальных доходов, имущества или банковских счетов. Это делает невозможным взыскание компенсаций через стандартные судебные процедуры.
Цитата из пояснительной записки:
"Из-за пробелов в законодательстве виновники аварий, не возместившие ущерб, могут водить машину и не сталкиваются с реальными ограничениями".
Таким образом, пострадавшие оказываются в тупике: суд может быть выигран, но получить деньги практически невозможно.
Как будет действовать механизм?
Если закон примут, то после решения суда о возмещении ущерба, которое не исполняется в течение определенного срока, ГИБДД будет вправе временно аннулировать водительское удостоверение. Право вождения вернут только после выплаты всей суммы компенсации. Подробности процедуры — в том числе сроки исполнения и основания для приостановки прав — будут, вероятно, определены в подзаконных актах.
Аналогичный опыт: работает ли это в других странах?
Интересно, что похожие механизмы уже используются в ряде зарубежных стран. Например, в США водителю могут приостановить лицензию за неуплату судебных штрафов и долгов по компенсациям. В Германии водительские права могут быть изъяты за уклонение от выплат, если это сочтено опасным для общественной безопасности.
С одной стороны, это повышает мотивацию к добровольному возмещению ущерба. С другой — помогает избежать повторных инцидентов: водитель, который игнорирует решение суда, — потенциально безответственный участник дорожного движения.
Есть ли подводные камни?
Критики могут возразить, что лишение прав — это крайняя мера, которая лишь усугубит финансовое положение человека, лишив его источника дохода. Особенно это касается тех, кто работает в сфере перевозок. Но авторы инициативы уверены: возможность водить — это не безусловное право, а ответственность, особенно если речь идёт о безопасности на дорогах.
Что дальше?
Пока законопроект только внесён в Госдуму. Он должен пройти обсуждение в профильных комитетах, получить отзывы правового управления, а затем пройти три чтения. Если он будет принят, новые правила вступят в силу после официального опубликования.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru