
Цены на авто могут резко упасть — но только если власти решатся на один смелый шаг
Можно ли купить новый автомобиль со скидкой, не ввязываясь в дорогостоящие банковские кредиты? Вполне возможно — если государство пересмотрит нынешнюю систему поддержки авторынка. Именно с таким предложением выступил АвтоВАЗ, настаивая: субсидированные автокредиты в условиях сегодняшней экономики теряют эффективность.
Новый поворот в старой теме
Идея, которую компания начала продвигать ещё в декабре прошлого года, вновь оказалась в центре обсуждения. Вице-президент АвтоВАЗа Сергей Громак предложил Минпромторгу ввести прямые скидки на автомобили, субсидируемые государством не покупателю, а производителю. Это позволит значительно упростить схему — и, что особенно важно, избавить россиян от необходимости обращаться в банк за кредитом.
"Фактически, — пояснил Громак, — мы предлагаем трансформировать государственные субсидии: не направлять их на удешевление кредита, а сразу включать в цену автомобиля. Покупатель увидит реальную скидку, а не виртуальную выгоду в платёжных графиках".
Почему автокредит больше не спасает
Причина в стремительном изменении экономических условий. В последние месяцы процентные ставки по автокредитам ощутимо выросли. Одновременно банки усилили требования к заёмщикам: повысили порог дохода, ужесточили проверку кредитной истории, стали требовать более высокий первоначальный взнос. Всё это делает льготное кредитование малодоступным для значительной части населения — и, как следствие, снижает спрос на автомобили.
Громак прямо говорит о снижении эффективности механизма субсидированных займов. В этих условиях поддержка спроса требует более гибких и понятных решений.
А что с действующими мерами?
Несмотря на трудности, существующая система всё же продолжает работать. В частности, программа "Семейный автомобиль" недавно получила дополнительное финансирование. Семьям, воспитывающим трёх и более детей, предоставляется скидка 10% на покупку машины. А в Дальневосточном федеральном округе, где издержки традиционно выше, эта скидка увеличена до 20%.
Тем не менее, даже эта мера — лишь капля в море: она адресована ограниченному числу граждан и, что важно, всё равно предполагает оформление автокредита.
Прямые скидки: выгодно всем?
Если инициатива АвтоВАЗа будет поддержана, можно ожидать позитивного эффекта как для производителей, так и для покупателей. Компании получат гарантированный объём сбыта, а граждане — возможность приобретать автомобили по сниженной цене, без кредитной нагрузки.
Прямые скидки также могут стимулировать оживление внутреннего рынка, поскольку они не требуют от покупателя сложных манипуляций с документами или прохождения банковских процедур. При этом средства из бюджета всё равно будут направлены в экономику, но с большей отдачей.
Что дальше?
Пока идея остаётся на стадии обсуждения. Минпромторг не сделал официальных заявлений по поводу инициативы. Однако тот факт, что к теме вернулись спустя несколько месяцев, говорит о её потенциальной значимости. Возможно, в ближайшее время мы увидим изменения в государственной стратегии поддержки автопрома — более гибкой и ориентированной на реальных потребителей.
И если это произойдёт, вполне возможно, что уже через год на витринах автосалонов появятся ценники с заметными красными стикерами — не рекламными, а вполне официальными, подтверждёнными госпрограммами.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru