
На бумаге — прорыв, на деле — стагнация: цифровая революция на дорогах захлебнулась из-за одной детали
Можно ли повысить безопасность дорожного движения, не внедряя цифровые технологии? Вопрос кажется риторическим — но на практике именно техническое отставание, нехватка финансирования и дефицит квалифицированных специалистов стали ощутимым тормозом на пути цифровизации этой сферы.
Что уже сделано?
На сегодняшний день в электронный формат переведены пять государственных услуг, связанных с обеспечением безопасности на дорогах, а также три специализированных сервиса. Это не просто шаг к удобству: речь идёт о глубокой интеграции с государственными информационными системами, что открывает возможности для более точного анализа данных, оперативного принятия решений и снижения влияния человеческого фактора.
Почему внедрение идёт медленно?
Ответ — в тексте проекта новой Стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года с прогнозом до 2036 года, который 11 июля был опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Его подготовило Министерство внутренних дел РФ.
В стратегии подчёркивается важность цифровой трансформации как ключевого элемента повышения уровня безопасности на дорогах. Предлагается активное внедрение инновационных решений, включая системы, основанные на алгоритмах искусственного интеллекта, и использование цифровых платформ в сфере госуправления. Однако на практике реализация буксует.
"Вместе с тем основными барьерами цифровизации выступают нехватка финансовых ресурсов и специализированных кадров, обладающих цифровыми навыками, низкий приоритет цифровой трансформации для отдельных участников правоотношений, а также несоответствие нормативно-правового регулирования темпам развития технологий", — сказано в проекте.
Кто тормозит изменения?
По мнению авторов документа, не все участники системы дорожной безопасности рассматривают цифровизацию как приоритет. Более того, действующая нормативная база зачастую просто не успевает за развитием технологий. Регулирование остаётся инертным, что приводит к разрыву между возможностями техники и рамками закона.
А как должно быть?
Идеальная модель, описанная в стратегии, подразумевает активную цифровую трансформацию всей инфраструктуры, начиная с автоматизированного контроля нарушений и заканчивая предиктивной аналитикой с использованием ИИ. Данные из разных источников должны стекаться в единые информационные узлы, где они обрабатываются и превращаются в управленческие решения — быстро, точно и прозрачно.
Интересные детали
-
Согласно исследованию Всемирного банка, страны, инвестирующие в цифровизацию транспортной сферы, в течение пяти лет снижают уровень смертности на дорогах на 15-20%.
-
В Китае и Южной Корее внедрение интеллектуальных транспортных систем (ITS) уже позволило увеличить среднюю скорость движения в городах на 10-15% без расширения дорожной сети.
-
В ОАЭ в Дубае действует полностью автоматизированная система оценки аварийных участков, которая работает на базе ИИ и больших данных.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru