
Не Казахстан и не Киргизия: кто теперь помогает вывозить машины из Грузии в обход запрета
С 15 мая в Грузии официально вступил в силу полный запрет на реэкспорт автомобилей и спецтехники для граждан России и Белоруссии — теперь даже через третьи страны машины не провести. Об этом сообщил портал Business Media со ссылкой на МВД Грузии. На горячей линии ведомства подтвердили: новых лазеек для обхода ограничений не осталось.
Что изменилось?
Ранее запрет на прямой экспорт и реэкспорт автомобилей в Россию и Белоруссию уже действовал. Однако у граждан этих стран оставалась одна возможность — оформить вывоз техники в третьи государства. Теперь и эта лазейка закрыта.
"Реэкспорт/экспорт в Россию и Беларусь в любом случае не осуществлялся, однако для граждан России и Беларуси реэкспорт ограничен по всем направлениям", — пояснили в МВД.
Ни реэкспорт, ни экспорт не осуществляются с 15 мая. Они могут быть зарегистрированы в Грузии и иметь регистрацию в Грузии.
Без официальных заявлений, но с последствиями
Примечательно, что о новых мерах власти официально не объявляли. Однако ужесточение началось на фоне журналистского расследования проекта iFact. В нём утверждалось, что Грузия стала "зелёным коридором" для обхода санкций: через страну в Россию якобы попадала техника из ЕС и США — от экскаваторов до премиальных внедорожников.
Обвинения власти отвергли, заявив, что Грузия строго соблюдает международные санкции. Но меры ужесточили.
Как всё начиналось
История запрета началась ещё в августе 2023 года. Сначала под него попали автомобили из США (с 2 августа), затем — техника из Европы (с 26 сентября). Причём под ограничение попали только машины с объёмом двигателя от 1,9 литра, а также гибридные и электрические авто.
До этих ограничений Грузия была одним из ключевых каналов поставки автомобилей по параллельному импорту. За первые полгода 2023 года из страны в Россию отправили почти 4 тысячи машин на сумму около $53 млн.
Что происходит сейчас?
Сами ограничения, как считают эксперты, мало повлияют на поток техники в Россию — схемы уже давно адаптированы под санкционные реалии. В МВД Грузии это подтвердили:
"Ограничения касаются только граждан России и Беларуси. Если реэкспорт оформляет гражданин Германии, Америки или Казахстана — запрета нет".
В чём теперь схема?
Теперь для оформления реэкспорта используются третьи лица. Граждане Казахстана или Киргизии становятся своеобразными "прокладками", чтобы обойти запрет. Это лишь немного увеличивает стоимость автомобилей, считает президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
"Это просто дополнительные расходы на киргиза или казаха, которые будут "прокладками” в данной схеме", — заявил Шапарин.
С ним согласен директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов. По его словам, "реэкспорт для россиян" и так был закрыт с 2023 года, а граждан стран ЕАЭС (например, Киргизии и Казахстана) это не касается.
Роль Грузии снижается, но не исчезает
Эксперты замечают: ещё до ужесточения Грузия стала терять роль транзитной зоны. Например, в августе 2023 года объёмы поставок из Грузии упали в 12 раз. Тогда же, после 11-го пакета санкций ЕС, экспорт американских машин был законодательно ограничен.
И всё же, по словам Антона Шапарина, Грузия остаётся значимым каналом.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru