
Дилеры в убытке, покупатели в раздумьях: как снижение ставки отразится на автопроме
В июле 2025 года российские автолюбители столкнулись с важным событием: Центробанк снизил ключевую ставку на 200 базисных пунктов, с 20% до 18%. Это сразу вызвало надежды на снижение цен на автомобили и оживление рынка, ведь по логике, если ставка падает, то и автокредиты должны стать доступнее. Однако реальность оказалась менее радужной, и эксперты уверены, что не стоит ожидать быстрых перемен.
Как изменения в ставке повлияют на авторынок?
Снижение ключевой ставки Центробанком на 200 базисных пунктов — значительный шаг, однако, по мнению специалистов, этого недостаточно для серьезного всплеска спроса на автомобили. Генеральный директор компании "ЭМ Рус" Илья Рашкин отметил: "Реальный рост спроса был бы возможен только в случае снижения ставки до уровня 10-12%. То, что мы видим сейчас, — это своего рода барьер для покупателей."
Схожего мнения придерживается и генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский. Он считает, что снижение ставки на 1-2% не приведет к немедленному снижению автокредитных ставок. К тому же автокредиты остаются основным способом покупки автомобилей. "Эффект от снижения ставки будет заметен через 3-4 месяца, когда снижается ставка по кредитам", — пояснил Ольховский.
В свою очередь, заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей компании "Авилон" Ренат Тюктеев, считает, что снижение ключевой ставки может повлиять на продажи, но также обращает внимание на другие проблемы: рост цен на автомобили, в том числе за счет увеличения утильсбора. По его мнению, оживление возможно лишь при снижении ставки до уровня 14-15%. "Однако нельзя забывать, что стоимость машин продолжает расти", — отметил Тюктеев.
Дилеры в убытке: рынок не может оправиться
На фоне слабого спроса и высоких ставок, автомобильные дилеры в России продолжают работать себе в убыток. Президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Алексей Подщеколдин сообщил, что рынок достиг критически низких показателей. Он подчеркнул, что бизнес испытывает огромные трудности, а высокие ставки по коммерческим кредитам (27-30% годовых) стали непосильной ношей для многих компаний.
"Рентабельность отрасли составляет всего 1% или даже меньше. До 2023 года она была на уровне 2,8%", — добавил Подщеколдин.
По его данным, рынок автореализованных автомобилей в денежном выражении за первые полгода сократился на 20%. Это означает, что несмотря на снижение цен, рынок продолжает падать.
"Авторынок болен, и даже снижение цен не даёт нужного эффекта", — резюмировал эксперт.
Подщеколдин также отметил, что в 2025 году около 30% дилеров могут закрыться, а за первые полгода работу прекратили около 200 автосалонов. Он пояснил, что многие дилеры продают машины с большими скидками, фактически теряя прибыль, так как маржа составляет всего 5-7%, а не 10%, как это бывает в прибыльные годы.
Как изменяются цены на автомобили?
Июль стал месяцем перемен в ценовой политике автопроизводителей. Чтобы выжить в условиях низкого спроса, некоторые бренды значительно изменили свои стратегии.
- Haval: производитель отменил скидки на автомобили 2025 года, но при этом снизил прайсовые цены. Исключением стали базовые версии моделей Jolion и M6, которые подорожали по сравнению с июнем.
- Chery: убрал скидки с трех моделей (Tiggo 8 Pro Max, Tiggo 7L и Tiggo 4), но снизил их базовую цену, что позволило сохранить итоговую стоимость на прежнем уровне.
- Wey: скидки на модели кроссоверов 07 и минивэн 80, введенные в июне, были либо отменены, либо уменьшены. Для компенсации потерь производитель подкорректировал базовые цены.
- Geely: увеличил скидки на седаны Emgrand и Preface, делая их более доступными на 100 тыс. руб.
- Jetour: наоборот, расширил скидки на модели Dashing и T2, особенно в более дорогих комплектациях.
- "Москвич": подорожал кроссовер "Москвич 3" — это уже третье повышение цены за год. Все комплектации подорожали на 48 тыс. руб.
На фоне всего этого дилеры продолжают бороться за выживание, используя различные маркетинговые стратегии, чтобы привлечь покупателей.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru