
Обычная деталь превращает воздух в машине в ядовитый коктейль — тысячи даже не догадываются
Каждый вдох в салоне автомобиля может быть чище — или же полон невидимых загрязнений. И часто всё решает один элемент, которому редко уделяют внимание: салонный фильтр.
Что такое салонный фильтр и зачем он нужен
Этот фильтр — не просто техническая деталь, а барьер между пассажирами и вредными веществами. Он защищает от пыли, пыльцы, выхлопных газов, неприятных запахов и даже аллергенов. Его устанавливают в систему HVAC (отопление, вентиляция и кондиционирование), и он:
- очищает воздух в салоне;
- препятствует проникновению запахов с улицы;
- поддерживает эффективность работы кондиционера и печки;
- продлевает срок службы вентиляционной системы.
Сегодня фильтры способны задерживать до 99,995% частиц размером до 0,1 микрона — это меньше толщины человеческого волоса.
История вопроса: как всё начиналось
Первым серийным автомобилем с салонным фильтром стал Saab в конце 1980-х. Тогда это был простой бумажный элемент, блокирующий лишь пыль. Спустя десятилетие фильтры стали нормой даже в бюджетных моделях.
Где прячется фильтр и как он выглядит
Форма у него стандартная — гофрированный прямоугольник в пластиковой рамке. Но слоёв может быть несколько. Простой — однослойный, задерживает лишь крупную пыль. Более продвинутые — многослойные, с углём или электростатикой, улавливают мельчайшие частицы, запахи и аллергены.
Находится фильтр чаще всего за бардачком, но бывает, что его прячут под капотом или глубоко в панели. Уточнить точное место можно в инструкции к автомобилю.
Виды салонных фильтров
Чтобы выбрать подходящий фильтр, стоит знать, чем они отличаются. Вот основные типы:
1. Барьерные
Простой и недорогой. Улавливает только крупную пыль, но не борется с запахами и вредными газами.
2. Угольные
Более "умный" фильтр — дополнен слоем активированного угля. Задерживает запахи, выхлоп, газы. Признан эффективным решением для городского вождения.
3. Электретные
Содержат слой с электростатическим зарядом, который притягивает и удерживает частицы. Иногда дополняются угольным фильтром. Подходят для борьбы с дымом и аллергенами.
4. Биофункциональные
Многослойные системы с защитой от аллергенов, бактерий и даже плесени. Часто содержат пропитку из полифенола — вещества, активно подавляющего вредную микрофлору.
Когда пора менять салонный фильтр
По регламенту это делают раз в год или каждые 30-60 тысяч километров. Но срок может сократиться, если:
- ездите по пыльным дорогам;
- страдаете аллергией или астмой;
- система вентиляции начала барахлить.
Явные признаки, что фильтр пора заменить:
- в салоне чувствуется неприятный запах;
- через воздуховоды просачивается пыль;
- поток воздуха стал слабее;
- вентиляция стала шумной;
- часто запотевают окна.
Как заменить фильтр: легко или не очень
Чаще всего — просто: снять бардачок, достать старый фильтр, вставить новый. Но если фильтр скрыт за приборной панелью или под капотом — лучше довериться СТО.
Важно: не стоит стирaть, пылесосить или выбивать старый фильтр — он не предназначен для повторного использования. Попытки "освежить" фильтр могут привести к порче материала и ухудшению работы системы.
Чистый воздух — не только заслуга фильтра
Чтобы поддерживать качество воздуха в салоне, стоит:
- регулярно пылесосить коврики и обивку;
- протирать приборную панель и консоль;
- проверять уплотнители дверей;
- не оставлять внутри разлитые жидкости, особенно в жару.
Салонный фильтр — простой, но важный элемент, от которого напрямую зависит комфорт и здоровье всех, кто находится в машине. Регулярная замена — это не про "лишнюю трату", а про заботу о себе и своих близких.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru