Салон автомобиля
Салон автомобиля
Евгений Акопян Опубликована 11.07.2025 в 4:27

Обычная деталь превращает воздух в машине в ядовитый коктейль — тысячи даже не догадываются

Каждый вдох в салоне автомобиля может быть чище — или же полон невидимых загрязнений. И часто всё решает один элемент, которому редко уделяют внимание: салонный фильтр.

Что такое салонный фильтр и зачем он нужен

Этот фильтр — не просто техническая деталь, а барьер между пассажирами и вредными веществами. Он защищает от пыли, пыльцы, выхлопных газов, неприятных запахов и даже аллергенов. Его устанавливают в систему HVAC (отопление, вентиляция и кондиционирование), и он:

  • очищает воздух в салоне;
  • препятствует проникновению запахов с улицы;
  • поддерживает эффективность работы кондиционера и печки;
  • продлевает срок службы вентиляционной системы.

Сегодня фильтры способны задерживать до 99,995% частиц размером до 0,1 микрона — это меньше толщины человеческого волоса.

История вопроса: как всё начиналось

Первым серийным автомобилем с салонным фильтром стал Saab в конце 1980-х. Тогда это был простой бумажный элемент, блокирующий лишь пыль. Спустя десятилетие фильтры стали нормой даже в бюджетных моделях.

Где прячется фильтр и как он выглядит

Форма у него стандартная — гофрированный прямоугольник в пластиковой рамке. Но слоёв может быть несколько. Простой — однослойный, задерживает лишь крупную пыль. Более продвинутые — многослойные, с углём или электростатикой, улавливают мельчайшие частицы, запахи и аллергены.

Находится фильтр чаще всего за бардачком, но бывает, что его прячут под капотом или глубоко в панели. Уточнить точное место можно в инструкции к автомобилю.

Виды салонных фильтров

Чтобы выбрать подходящий фильтр, стоит знать, чем они отличаются. Вот основные типы:

1. Барьерные

Простой и недорогой. Улавливает только крупную пыль, но не борется с запахами и вредными газами.

2. Угольные

Более "умный" фильтр — дополнен слоем активированного угля. Задерживает запахи, выхлоп, газы. Признан эффективным решением для городского вождения.

3. Электретные

Содержат слой с электростатическим зарядом, который притягивает и удерживает частицы. Иногда дополняются угольным фильтром. Подходят для борьбы с дымом и аллергенами.

4. Биофункциональные

Многослойные системы с защитой от аллергенов, бактерий и даже плесени. Часто содержат пропитку из полифенола — вещества, активно подавляющего вредную микрофлору.

Когда пора менять салонный фильтр

По регламенту это делают раз в год или каждые 30-60 тысяч километров. Но срок может сократиться, если:

  • ездите по пыльным дорогам;
  • страдаете аллергией или астмой;
  • система вентиляции начала барахлить.

Явные признаки, что фильтр пора заменить:

  • в салоне чувствуется неприятный запах;
  • через воздуховоды просачивается пыль;
  • поток воздуха стал слабее;
  • вентиляция стала шумной;
  • часто запотевают окна.

Как заменить фильтр: легко или не очень

Чаще всего — просто: снять бардачок, достать старый фильтр, вставить новый. Но если фильтр скрыт за приборной панелью или под капотом — лучше довериться СТО.

Важно: не стоит стирaть, пылесосить или выбивать старый фильтр — он не предназначен для повторного использования. Попытки "освежить" фильтр могут привести к порче материала и ухудшению работы системы.

Чистый воздух — не только заслуга фильтра

Чтобы поддерживать качество воздуха в салоне, стоит:

  • регулярно пылесосить коврики и обивку;
  • протирать приборную панель и консоль;
  • проверять уплотнители дверей;
  • не оставлять внутри разлитые жидкости, особенно в жару.

Салонный фильтр — простой, но важный элемент, от которого напрямую зависит комфорт и здоровье всех, кто находится в машине. Регулярная замена — это не про "лишнюю трату", а про заботу о себе и своих близких.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »