
Осторожно, инфо-цыгане: советы эксперта по защите от мошенничества
В последние годы инфобизнес стал неотъемлемой частью нашей жизни, предлагая множество возможностей для саморазвития и обучения. Однако вместе с ростом этого рынка возникла и проблема инфо-цыганства — практики, при которой недобросовестные предприниматели манипулируют потребителями, предлагая некачественные или даже мошеннические обучающие программы.
Чтобы помочь читателям Ньюсинфо разобраться в этом явлении, мы решили обратиться к Алехину Роману, социальному технологу.
Какова разница между законным инфобизнесом и инфоцыганством? И какие основные признаки указывают на то, что курсы и программа могут быть всё-таки мошенническими?
— Разница проста. Инфобизнес — это же всё про обучение чему-то: навыкам, знаниям и так далее. Когда какие-то заслуженные известные тренеры, бизнесмены начинают вести в определенный момент курсы. Обычно это люди, про которых можно что-то узнать, то есть у них есть какой-то свой бизнес, или они руководили каким-то крупным бизнесом или направлением.
Всё началось с маркетинга и рекламы, когда стали популярны тренинги, направленные на то, чтобы помочь людям больше зарабатывать. Уже тогда, в 2010–2015-е годы, многие тренинги выглядели как-то, что мы сегодня называем инфоцыганством. Что это такое? Это когда ты пришел, заплатил деньги, тебе пообещали много всего, а ты приходишь после этого тренинга, весь воодушевленный, хочется что-то делать, а не понимаешь, что делать.
Примерно тогда же начали появляться первые основатели инфоцыганства — это "Бизнес молодость", Аяз Шабутдинов. Они не только занимались тренингами, они еще занимались сбором идей других предпринимателей, заводили их в свои бизнесы или вместе с ними типа "мы вот такие крутые тренеры, мы сейчас разовьем ваш бизнес, но нас впустите в долю и вместе с нами откройте бизнес, но вы всё вкладывайте, а мы просто вот вас тренируем и коучим".
Позже появились психологические тренинги, личностного роста, где учат, как не выгорать, не прокрастинировать и добиваться успеха. Главное отличие инфоцыганства в том, что если тебе предлагают "волшебную пилюлю", то сразу надо от этого отказываться. Любое достижение и любой успех связан с большим тяжелым трудом, постоянным обучением. Если тебе предлагают курс, после которого ты становишься управленцем, маркетологом, психологом, самым успешным человеком в мире и так далее, то это сразу инфоцыганство, это сразу обман, это мошенничество.
Почему инфоцыганство? Идешь по улице, к тебе цыгане подходят, ты не хочешь ничего покупать, но они тебе начинают говорить: "Мы тебе всё про тебя расскажем, про будущее", ну, это же вот как раз та самая волшебная таблетка, которая "а, я узнаю сейчас будущее, я смогу подстраховаться", и начинается вот эта вот игра. И ты потом остаешься без денег, и не знаешь, что с этим делать. И, вроде как, никто тебя не обманул, потому что манипулирование не есть обман, ты сам ведёшься за манипулятором, а он просто использует то, что ты хочешь, и говорит тебе то, что ты хочешь, а ты за это отдаешь деньги.
Как раз да. Какие области обучения наиболее подвержены вот этому влиянию? И красота, опять же, да?
— Одна из болевых точек — люди хотят быть яркими и привлекательными, красивыми. Мошенники эту болевую точку увидели, нашли. И началось что? Марафоны. Начались советы по правильному питанию, здоровому образу жизни. Нормальные диетологи и нутрициологи часто сталкиваются с пациентами, у которых возникают сложности с поджелудочной, печенью или щитовидной железой. Люди, гонясь за идеалом, могут потерять здоровье и психическое равновесие, не понимая, что с ними происходит. На марафонах часто используют психологическое давление и унижение: "сам виноват", "ты — никчемный", "садись, тряпка". И вот он в этот марафон заходит и убивает себя, убивает свою психику и отношение к себе, уходит в апатию.
Если я делаю это ради цели, чтобы создать инфопродукт, который будет продаваться, — это одна цель. Если я хочу людям, (вот моя сфера — это социальные технологии), объяснить, как работают социальные технологии в управлении, чтобы сделать большее количество людей грамотно управляющих своей жизнью, своим предприятием, людьми и так далее, то это уже другая цель. А инфоцыгане — это собрать на какой-то темке быстро деньги. То есть, по сути, я бы сказал, инфобизнес и инфоцыгане — это что-то совсем рядом, ну почти неразличимое.
А почему люди продолжают покупать эти курсы у инфоцыган, несмотря на известные случаи мошенничества?
— Здесь, конечно же, два момента. Первое — опять же, волшебная таблетка. Люди думают: "Это вот у них не получилось, это у них слабая воля, это они что-то неправильно сделали, но я-то точно сделаю по-другому". Они надеются, что им повезёт больше, чем другим.
Во-вторых, мошенники предлагают новые курсы, заявляя, что предыдущие не сработали только из-за недостатка усилий со стороны клиента. К примеру, если кто-то не смог применить знания, им говорят, что есть другой, более подходящий курс. И они, соответственно, цепляются.
Плюс, опять же, работает психология потраченных денег. То есть ты уже потратил условно 50 тысяч рублей, и ты сейчас или признаешься как в азартной игре, что ты их проиграл, или ты цепляешься дальше, чтобы их отбить. Мошенники часто показывают успешные примеры других участников, что подстёгивает желание рискнуть. Люди начинают верить, что и они могут добиться успеха, как "Иван Петров" или "Иван Сидоров".
Для многих тренинги становятся не просто способом улучшить свои навыки, а формой развлечения и образом жизни. Особенно это заметно у женщин, которые увлекаются курсами и марафонами. Можно сходить условно, на самое дорогое мероприятие, какой-нибудь Стас Михайлов, и это становится для людей бизнес-концертом, такой тусовкой. Я пошел туда, заплатил 50 тысяч за это, и я там потусовался, это у них еще в тусовках называется "нетворкинг", может быть какие-то связи у меня появятся, создаются уже интересы и дружба на интересах. И это затягивает.
А какие можно дать советы людям, чтобы они быстро заметили вот эту вот грань, что туда уже идти не надо, они же наверняка и какие-то психологические приемы используют? Какой совет дать людям, когда нужно остановиться и сказать: "Нет, туда идти не нужно"?
Самое главное понять для любого предпринимателя или для любого человека, который собирается что-то изменить в своей жизни, что в принципе да, бывают случаи, когда человек выигрывает в лотерею, то есть получает выигрыш с таких мероприятий, тренингов, марафонов и так далее. Первое, что надо уяснить, чем серьезнее изменения в жизни, тем больше ты должен затратить туда интеллектуального и физического ресурса. По-другому не бывает. Случайности бывают. Чудеса, выигрыши. Но, опять же, практика показывает, что большинство людей, которые схватили выигрыш, у них эти деньги проходят прахом. Человек ценит деньги, когда он их зарабатывает их честным трудом, и тогда только он развивается.
Получается, это конкретный бизнес-план этого ифноцыгана, который как раз зарабатывает на этих людях, у него такой план собрать, не знаю, тысячу, миллион этих человек, содрать с них деньги, заработать и дальше исчезнуть?
— Именно так. То есть, у него нет цели, чтобы они заработали, у него есть цель заработать на них исключительно.
Фото: pxhere.com
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru