Прокол шин на трассе
Прокол шин на трассе
Евгений Акопян Опубликована 11.07.2025 в 5:26

Антиблокировочная система спасёт жизнь, если знать её главный секрет — и вы о нём не догадывались

Антиблокировочная система тормозов, или ABS, — одна из важнейших систем безопасности современного автомобиля. Она не просто предотвращает блокировку колес при резком торможении, но и помогает водителю сохранить контроль над машиной в самых критических ситуациях.

Что такое ABS и зачем она нужна?

ABS (anti-lock braking system) переводится как антиблокировочная система. Основная её задача — не допустить остановки вращения колес при интенсивном торможении. Если колесо начинает блокироваться и буксовать по дороге, система автоматически снижает давление тормозной жидкости, позволяя колесу продолжать вращаться.

Этот процесс повторяется многократно — несколько раз в секунду — пока водитель не прекратит торможение. Благодаря этому автомобиль не теряет сцепление с дорогой и остаётся управляемым даже при экстренной остановке.

Кроме того, ABS обеспечивает:

  • Равномерное и стабильное торможение на разных типах покрытия;
  • Сокращение тормозного пути на ровных и твёрдых дорогах

Как устроена антиблокировочная система?

Современная ABS — это комплекс, встроенный в обычную тормозную систему и состоящий из нескольких ключевых компонентов:

  • Датчики скорости: установлены на каждом колесе и отслеживают скорость его вращения, передавая информацию на электронный блок управления.
  • Электронный блок управления (ЭБУ): анализирует данные с датчиков и принимает решение о регулировке давления в тормозной системе.
  • Модулятор с клапанами: управляет подачей тормозной жидкости, изменяя давление в магистралях.
  • Гидроаккумулятор: регулирует и поддерживает оптимальное давление в системе.
  • Насос ABS: активируется при работе системы, восстанавливая нужное давление.

Как работает ABS на практике?

При резком нажатии на педаль тормоза водитель может заметить характерный "щелчок" и пульсацию педали. Это признак того, что система сработала.

В этот момент управление торможением частично берёт на себя ЭБУ: оно быстро рассчитывает момент, когда колесо вот-вот заблокируется, и регулирует давление в тормозной системе, чтобы избежать блокировки.

Такая регулировка может происходить до 18-20 раз в секунду для каждого колеса. Это позволяет сохранить контакт с дорогой и управляемость автомобиля.

Виды ABS и их особенности

Системы ABS бывают нескольких типов:

  • Четырёхканальная: четыре датчика, по одному на каждое колесо. Самая эффективная и современная.
  • Трёхканальная: три датчика, где два контролируют передние колеса, а один — задний мост.
  • Двухканальная: по датчику на переднюю и заднюю ось.
  • Одноканальная: датчик установлен только на заднем мосту, контролирует оба задних колеса. Наименее эффективна и распространена в старых автомобилях.

Современные ABS часто интегрируют дополнительные функции — например, систему распределения тормозных усилий EBD, а также электронные помощники, такие как противобуксовочная система и электронная стабилизация ESP.

Признаки неисправности ABS и что делать

Если на панели приборов загорелась лампочка ABS, это сигнал о неполадках в системе. Возможные причины:

  • Обрыв проводки;
  • Загрязнённые или повреждённые датчики скорости;
  • Повреждён зубчатый венец на ступице колеса;
  • Неисправность ЭБУ.

В любом случае игнорировать этот индикатор не стоит. Особенно опасно продолжать движение при горящей лампочке во время интенсивного торможения — ситуация на дороге может стать непредсказуемой.

Для первичной диагностики стоит проверить:

  • Целостность и чистоту датчиков;
  • Состояние проводки;
  • Сухость и целостность электронного блока;
  • Предохранители системы.

Рекомендации по эксплуатации ABS

Чтобы система работала эффективно и долго, следует:

  • Следить за правильным давлением в шинах — это влияет на точность работы датчиков;
  • Зимой не очищать арки и тормозные механизмы агрессивными реагентами, чтобы избежать окисления датчиков;
  • При появлении предупреждения на приборной панели немедленно обратиться в сервис.

Антиблокировочная система — незаметный, но жизненно важный помощник водителя. Она не только снижает риск аварий, но и повышает комфорт и безопасность на дороге, особенно в сложных условиях.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »