
Грядёт удар по старым авто — новые правила сделают владение нерентабельным
Один из самых тревожных сигналов для отечественного авторынка — стремительное старение автопарка. Почти 40 миллионов автомобилей в России перешагнули десятилетний рубеж, и, если не принять меры, ситуация может стать критической уже через несколько лет. Об этом напомнили участники пресс-конференции "Авторетейл. Итоги 1-го полугодия", где обсуждались новые предложения по стимулированию покупки новых автомобилей.
Старый автопарк — новая угроза
Как отметил президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Алексей Подщеколдин, из общего числа в 55 миллионов автомобилей, зарегистрированных в стране, более 39 миллионов — старше 10 лет. При сохранении нынешних темпов продаж через пять лет 80% машин будут считаться "старыми", а половина — и вовсе достигнет 20-летнего возраста.
"Всего в стране вместе с грузовиками около 55 млн автомобилей, 39 — старше десяти лет. Чтобы возраст не рос, нужно продавать в год 3 млн. Если меньше, как сейчас, буквально через пять лет у нас 80% парка будет старше десяти лет. Половина — старше 20 лет", — заявил президент РОАД Алексей Подщеколдин.
Что предлагают дилеры
РОАД разработала ряд мер, которые, по их мнению, могут изменить ситуацию. Их план — войти с предложениями в новый законопроект, разрабатываемый совместно с юристами. Документ обещают представить уже к концу июля.
В числе идей:
- Увеличение транспортного налога для машин старше 15 лет;
- Обязательный техосмотр дважды в год для старых автомобилей;
- Повышенные страховые взносы.
Также Подщеколдин подчеркнул необходимость возобновления программы утилизации:
"Когда срок эксплуатации закончится, государство должно поддерживать сдачу старых машин в утиль за счет программы утилизации, ведь утильсбор исправно собирается", — заявил Подщеколдин.
Почему эксперты против
Однако эти предложения вызвали волну скепсиса со стороны отраслевых специалистов. По мнению автоюриста Льва Воропаева, в нынешних экономических условиях подобные меры не только неэффективны, но и потенциально опасны с точки зрения социальной стабильности.
"У нас уже были подобные программы, когда государство активно стимулировало приобретение новых автомобилей и сдачу старых автомобилей в утиль, но это всегда требует бюджетных вливаний. Мне кажется, в нынешнее время это не совсем правильное решение", — отметил автоюрист Лев Воропаев.
Он напомнил, что регионы уже сейчас имеют право повышать транспортный налог на основе возраста авто — это предусмотрено статьёй 361 Налогового кодекса. Однако власти не спешат применять это право, считая такую меру избыточной.
Более того, Воропаев поставил под сомнение необходимость отдельного закона.
"С юридической точки зрения действующие законы уже подавляющее большинство терминов, которые предлагаются дилерами, охватывают. […] Я не вижу смысла", — заявил он.
Бизнес или забота о гражданах?
Критика предложений звучала и от вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцээра. Он отметил, что за лозунгами о безопасности и экологии скрывается попытка спасти дилерский бизнес за счёт автовладельцев.
"Будете вы выкупать старые автомобили за полцены от новых? Нет, конечно! Наивно думать, что люди так любят свои старые "ведра", что не меняют их. […] Это опять забота о себе-любимых, вопрос выживаемости бизнеса", — заявил Хайцеэр.
Он напомнил, что большинство старых автомобилей в стране — это отечественные "Жигули" и иная техника, которую люди держат вынужденно, а не по желанию.
Зарубежный опыт: уместен ли он в России?
Тем не менее, в других странах подобные меры давно стали частью государственной политики. В Японии, например, система налогообложения и техосмотра устроена так, что проще продать машину, чем продолжать её эксплуатацию. А в Греции и Великобритании высокие экологические требования фактически выталкивают с дорог старую технику.
"В Японии очень жесткие законы, поэтому много хороших, свежих машин попадают к нам из этой страны", — отметил Хайцеэр.
Но, как подчеркивают эксперты, такие меры стали возможны благодаря более высокому уровню жизни и доходам населения. В России подобные подходы пока воспринимаются как наказание.
Что будет дальше?
Пока вероятность того, что техосмотр дважды в год и налоговые санкции для владельцев старых авто будут реализованы — минимальна. Эксперты считают, что государство в условиях ограниченных ресурсов и высокой социальной чувствительности не пойдёт на столь непопулярные шаги.
Скорее всего, если и произойдут изменения, то это будет возвращение к старой схеме техосмотра раз в год, а не внедрение жёстких нововведений.
"Никакой техосмотр дважды в год не нужен. […] Большинство, наоборот, поддерживают машины в хорошем состоянии. Делают все, чтобы они были безопасны", — заявил вице-президент НАС.
Как бы ни развивалась ситуация, очевидно одно: без комплексного и сбалансированного подхода с участием и государства, и бизнеса, и общества — изменить структуру автопарка страны не удастся
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru