
Старые машины захватывают Россию — один тревожный прогноз уже начал сбываться
Автомобили стареют быстрее, чем их успевают менять. В России это уже не тревожный сигнал — это диагноз. Согласно свежим данным ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), более 70% легковушек в стране перешагнули десятилетний рубеж.
И что ещё более настораживает: если ситуация не изменится, то в ближайшие пять лет доля таких автомобилей вырастет до 80%, а половине машин на дорогах будет больше 20 лет. Такую оценку дал глава РОАД Алексей Подщеколдин. По его мнению, для оздоровления автопарка необходимо продавать не менее 3 миллионов новых автомобилей в год. И это, подчёркивает он, должно быть задачей государственного масштаба.
Как выглядит российский автопарк сегодня
Средний возраст легкового автомобиля в России составляет 16,5 года. Это значит, что значительная часть машин эксплуатируется с серьёзным износом, что может влиять как на безопасность на дорогах, так и на экологическую обстановку.
В странах Европы, например, средний возраст автомобилей заметно ниже. Так, в Германии он составляет около 10 лет, а во Франции и вовсе ближе к 9. В России же автопарк продолжает "стареть" ускоренными темпами: новые машины заменяют старые слишком медленно, особенно на фоне падения доходов населения и ограниченного предложения.
Почему машины не молодеют
Причин у этого явления несколько:
-
дороговизна новых автомобилей. После 2022 года рынок сильно изменился: многие зарубежные бренды ушли, а на их место пришли в основном китайские производители. Однако цены на их модели не всегда оказываются доступными для большинства россиян.
-
ограниченный выбор. Импорт автомобилей стал более сложным и дорогим, а внутреннее производство пока не успевает заместить выпавшие объёмы.
-
отсутствие программ утилизации и обновления парка. Государственные инициативы в этой сфере или свернуты, или не имеют массового охвата.
По мнению Подщеколдина, одним из важнейших направлений должна стать локализация производства — не просто сборка, а именно полноценное производство легковых автомобилей внутри страны.
Что можно сделать: предложения и решения
Чтобы изменить ситуацию, необходимо предпринять комплексные меры:
-
государственная поддержка спроса. Речь идёт о субсидиях на покупку новых автомобилей, расширении программ льготного автокредитования и возобновлении утилизационных программ.
-
развитие отечественного автопрома. Инвестиции в производство и новые технологические линии, ориентированные на массовый сегмент.
-
импортозамещение с реальной локализацией. Не просто отвёрточная сборка, а создание производства полного цикла — от кузова до электроники.
-
создание устойчивого вторичного рынка. Пока рынок б/у автомобилей "перегрет", государство могло бы стимулировать сдачу старых авто с доплатой на новые.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru