Дневные ходовые огни — маленький трюк, делающий автомобиль заметнее в яркий день: жаль, раньше не пробовал
В соответствии с действующими правилами дорожного движения водитель обязан в дневное время передвигаться с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями. Многие автомобилисты не понимают, зачем это требование, а некоторые — включают при этом ещё и противотуманные фары.
Почему включают свет днём
Во-первых, требование по включению света на автомобиле не просто формальность. Как и многие другие указания, оно введено после анализа аварийных ситуаций и статистики. Автоюрист напомнил, что любое предписание связано с безопасностью и опытом происшествий.
Исследования подтверждают: автомобиль с включёнными фарами или дневными ходовыми огнями заметнее на дороге. При этом увеличивается дистанция, с которой другой водитель успевает увидеть движущееся транспортное средство и принять решение. Без света или с малой яркостью машины днём часто "сливаются" с фоном, особенно в яркий солнечный день или на фоне однотонного асфальта и окружающей среды.
Что не заменяет габаритный свет
Раньше ставились габаритные огни, но они слишком слабые, чтобы обеспечить достаточную видимость днём. Именно поэтому использование габаритов днём не улучшает безопасность должным образом.
Если автомобиль не оборудован дневными ходовыми огнями, но имеет противотуманные фары, некоторые водители включают именно их вместо ближнего света. По правилам такое использование не запрещено и инспекторы обычно не обращают на это внимания.
Днём важно именно обозначение транспортного средства, а не освещение дороги. Таким образом, задача — сделать авто заметным, а не осветить путь.
Когда и как включать свет
В тёмное время суток или при движении в тоннелях или участках с недостаточным освещением обязательно используется ближний свет фар. Дневные ходовые огни в таких условиях использовать нельзя — они не обеспечивают достаточного освещения дороги и не заменяют фары.
На загородной трассе без искусственного освещения рекомендуется включать дальний свет до тех пор, пока не встретится другой автомобиль. При появлении встречного или попутного транспорта требуется переключиться на ближний на расстоянии около 200-300 метров.
Таблица "Сравнение"
| Ситуация | Что включают | Почему |
| Дневное время, хорошая видимость | Ближний свет или ДХО | Повышает заметность автомобиля |
| Дневное время, но без ДХО | Можно ближний или допустим ПТФ | Альтернатива для обозначения |
| Сумерки, ночь, тоннель | Обязательно ближний (или дальний) | Освещение дороги + безопасность |
| Загородная трасса, нет освещения | Дальний до момента встречи другого авто | Увеличение видимости на расстоянии |
Советы шаг за шагом
-
При движении днём включайте ближний свет фар или воспользуйтесь дневными ходовыми огнями.
-
Если автомобиль не оснащён ДХО — включите ближний свет вручную либо при необходимости противотуманные фары, если это допустимо.
-
В тёмное время суток или в тоннелях обязательно переключайтесь на ближний свет, а при необходимости на дальний — до появления встречного или движущегося впереди транспортного средства.
-
Не полагайтесь на габаритные огни в качестве замены: их яркости недостаточно для обозначения машины.
-
Проверяйте работоспособность световых приборов: лампы, ДХО, противотуманки должны быть обслужены, чтобы обеспечить требуемую яркость и заметность.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: ездить днём без включённого света.
Последствие: снижение заметности, повышенный риск столкновения или опоздания реакции другого водителя.
Альтернатива: всегда включать ближний свет или ДХО. -
Ошибка: считать, что габаритные огни днём достаточны.
Последствие: машина может остаться практически незаметной, особенно в солнечную погоду.
Альтернатива: использовать более яркий свет — ближний или ДХО. -
Ошибка: включать свет недостаточно рано или неправильно переключаться ночью/на трассе.
Последствие: плохое освещение дороги или слишком поздняя реакция на ситуацию.
Альтернатива: соблюдать правила, переключать свет вовремя — ближний, дальний.
А что если…
…вы забыли включить свет днём? Возможны штрафы или предупреждение от сотрудника дорожной службы. Кроме того, даже если нарушение не зафиксировано, вы увеличиваете риск быть менее заметным — и это уже безопасность ваша и окружающих.
…ваш автомобиль оборудован современными светодиодными ДХО? Это отлично — их яркости и дизайна достаточно для обозначения машины днём, и в сочетании с ближним светом ночью обеспечивают хороший эффект.
…вы ездите в регионе с постоянным облачным или пасмурным днём? Тогда включённый свет тем более важен: даже днём видимость может быть снижена, и заметность машины — решающий фактор.
FAQ
Какой свет включать днём: ближний или ДХО?
Если автомобиль оборудован дневными ходовыми огнями (ДХО) — их вполне достаточно днём для обозначения машины. Если ДХО нет — включайте ближний свет фар.
Можно ли использовать только габаритные огни днём?
Нет. Габаритные огни обычно слишком слабые и предназначены скорее для обозначения машины при стоянке или ночью в условиях видимости. Днём они не обеспечивают достаточной заметности.
Что будет, если не включить свет днём?
Это нарушение правил дорожного движения, может грозить административной ответственностью. Более того — повышается риск того, что вашу машину не заметят другие участники движения, особенно при слабой видимости.
Интересные факты
-
В European Transport Safety Council (ETSC) отмечают, что использование дневных ходовых огней входит в число наиболее важных мер повышения безопасности на дорогах.
-
В Европе, по директивам, новые автомобили с 2011 года должны быть оснащены ДХО либо обязательным ближним светом днём.
-
Некоторые исследования показали, что эффект от ДХО днём меньше в странах с ярким солнцем, чем в северных регионах с низкой освещённостью в зимнее время.
Исторический контекст
В скандинавских странах, где зимой световой день короткий, требование о включении света днём впервые стало важной мерой безопасности.
Позже аналогичные нормы были введены и в других странах Европы — чтобы повысить заметность транспортных средств и снизить число аварий на дневном свету.
С развитием светодиодных технологий и роста требований к безопасности, системы ДХО стали обычной штатной функцией, но не во всех регионах обязательной.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru