• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 27.04.2024 : 92,0134
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 27.04.2024 : 98,7187

NASA сбили "Фобос-грунт"?

Несмотря на то, что "Фобос-грунт" уже давно упал, все, что связано с ним, продолжает будоражить не только научные круги, но теперь и международные... Так, в ответ на предположение ряда российских специалистов о том, что на "Фобос-грунт" каким-то образом мог повлиять американский радар, американские космическое ведомство - NASA и независимые эксперты ответили категорическое "нет".

Как заявил журналистам официальный представитель NASA Боб Джейкобс, в день запуска российской станции 9 ноября исследователи американского ведомства не использовали на Маршалловых островах радар для отслеживания передвижений астероида. NASA задействовало в этих целях радары только в Калифорнии и Пуэрто-Рико, добавил Джейкобс. Его слова приводит ИТАР-ТАСС.

Пентагон пока воздерживается от комментариев. "Мне нечего сказать по этому поводу, рекомендуем обратиться в госдепартамент", - ответила в интервью журналистам официальный представитель военного ведомства Уэнди Снайдер.

Независимые американские эксперты тоже считают "несостоятельной" гипотезу о том, что "Фобос-Грунт" именно после попадания в зону луча радара уже не смог выдать команду на включение двигательной установки. "Радар здесь ни при чем", - отметил в минувший вторник президент "Марсианского общества" Роберт Зубрин, в прошлом инженер аэрокосмической корпорации "Локхид-Мартин". По его словам, если бы радары так легко могли вывести из строя спутники, то последние "все время приходили бы в негодность, поскольку они постоянно пролетают над той или иной РЛС".

Ряд специалистов также указал, что даже если предположить, что "Фобос-Грунт", мчащийся со скоростью 24 тысяч км в час, и мог оказаться в зоне луча радара, то воздействие луча продолжалось бы всего менее 100 наносекунд, что было бы явно недостаточно для нанесения какого-либо ущерба.

С ним согласен и бывший сотрудник NASA, а ныне консультант в области космических технологий Джеймс Оберг. Армейский радар на Маршалловых островах обычно следит за каждым российским космическим запуском, отметил он. "И я могу сказать, что они (операторы РЛС) никогда случайно или намеренно не выводили из строя космические аппараты", - подчеркнул эксперт.

"Безопасность наших (американских) астронавтов зависит от того, насколько зрело и разумно они (Россия) способны решать возникающие проблемы", - добавил Оберг, напомнив, что NASA пока целиком зависит от России в плане доставки на Международную космическую станцию своих астронавтов.

"Россия, а до нее Советский Союз, предпринимали 19 попыток направить к Марсу свои станции и лишь в трех случаях эти миссии можно считать частично успешными, - заметил, в свою очередь, эксперт Фрэнк Рид. - Такова реальность. Можно считать это "просто невезением", но есть и основания для критики по существу", - заключил эксперт.

Как добавляет "Российская газета", с американским экспертом согласны российские ученые. Версия, что авария станции вызвана воздействием американского радара, все же относится "к числу экзотических", и должна рассматриваться только после того, как будут изучены все причины, связанные с самим аппаратом. Об этом сказал в интервью РИА Новости ученый секретарь Института космических исследований РАН, где создавалась аппаратура "Фобоса", Александр Захаров.

В свою очередь, специалист Института радиотехники и электроники РАН Виктор Саворский также сказал, что радара недостаточно, чтобы вывести из строя космический аппарат. "Радар - это очень маловероятно. Электроника (космических аппаратов) обычно радиационно защищена и хорошо экранирована от внешних полей", - сказал Саворский.

Напомним, накануне стало известно о том, что российские эксперты не исключают, что причиной крушения автоматической межпланетной станции "Фобос-Грунт" могло стать мощное излучение американского радара. Российский спутник упал в 1,25 тыс. км от острова Веллингтон (Чили) вечером 15 января 2012 года.

Как передавало "РБК" со ссылкой на "Коммерсант", причинами крушения аппарата занимается специальная межведомственная комиссия во главе с председателем научно-технического совета госкорпорации "Ростехнологии" Юрием Коптевым.

Первоначально эксперты полагали, что причиной неполадок стал отказ бортового вычислительного комплекса, однако позже эта версия была признана несостоятельной. В настоящий момент специалисты рассматривают версии физического сбоя или короткого замыкания в системе питания "Фобос-Грунта", пояснил журналистам источник в ракетно-космической отрасли.

Тем не менее, эксперты не спешат сбрасывать со счетов и другие версии инцидента, в том числе внешнее воздействие на аппарат. По мнению специалистов, "Фобос-Грунт" мог оказаться в зоне действия американского радара, установленного на атолле Кваджалейн (Маршалловы Острова), который наблюдал за траекторией движения астероида.

Испытательный полигон им. Рональда Рейгана на Кваджалейне располагает радиолокационной системой KREMS, в состав которой входят четыре мощных радара, работающих в диапазонах от 0,1 ГГц до 100 ГГц. "Фобос-Грунт" мог оказаться под воздействием мегаваттного импульса, что привело к сбою в электронике, после чего аппарат не смог выдать команду на включение двигательной установки. Тем не менее, в комиссии эту версию рассматривают как форс-мажор, а не целенаправленную диверсию.

Как добавляет Lenta.ru, 9 января в интервью журналистам глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что не исключает, что аварии космических аппаратов последнего времени могли стать результатом внешнего (возможно, умышленного) воздействия. Как именно было осуществлено воздействие, и кто за ним стоит, Поповкин не сообщил.

Запуск станции "Фобос-Грунт" был произведен в ночь с 8 на 9 ноября 2011 года, однако спустя несколько часов у спутника отказала двигательная установка, и аппарат не смог правильно сориентироваться на Солнце. В итоге "Фобос-Грунт" остался на околоземной орбите, и все попытки наладить контакт с аппаратом потерпели крах.

Позже стало известно, что вице-премьер России Дмитрий Рогозин взял под личный контроль расследование причин этого ЧП. "Расследование причин аварии "Фобос-Грунта" беру под личный контроль. 31 января - совещание на КБ "Химавтоматики" в Воронеже", - написал Рогозин на своей страничке в социальной сети Facebook.

Как добавляет "НТВ", нереализованный проект по доставке грунта со спутника Марса - Фобоса обошелся в 5 миллиардов рублей. Какой урон в целом был нанесен космической отрасли страны, не поддается подсчету.

Трамп вызвал Байдена на теледебаты в суде

Речь о суде возникла потому, что в настоящее время в суде Нью-Йорка продолжается разбирательство против Трампа по поводу старых дел, связанных с подлогом финансовых документов компании Trump Organization.

Евгения Гуцул была подвергнута проверкам в аэропорту Кишинева

Полиция и люди в штатском стали огораживать территорию аэропорта объясняя эвакуацию найденным подозрительным предметом.

Спасавшему людей в

Спасавшему людей в "Крокусе" мальчику организуют встречу в Кремле

Мать мальчика подтвердила, что с ней связались из администрации президента и интересовались, не хотят ли они встретиться с главой государства.

Лето около и выше нормы, прогнозирует в России Роман Вильфанд

Аномальные климатические явления широко наблюдаются по всему миру, однако до сих пор нашу страну они по каким то причинам практически не затрагивали. Веса этого года показала немного пугающую картину с количеством осадков и половодьем рек.