
Легковушки пошли вверх, а остальное вниз: что происходит с российским автопромом весной 2025
Что растёт, когда всё остальное падает? Российский автопром — по крайней мере, его легковая часть. На фоне общего спада в производстве грузовиков, автобусов и даже двигателей, выпуск легковых автомобилей неожиданно пошёл в рост. Причём сразу по нескольким показателям.
Легковые автомобили вытягивают отрасль
Апрель 2025 года стал для легкового сегмента неожиданно позитивным: по данным Росстата, в стране собрали 69,8 тысячи автомобилей. Это на 11,3% больше по сравнению с апрелем 2024 года и на внушительные 14,6% выше результата марта. Всего за первые четыре месяца года со сборочных линий сошло 246 тысяч машин — рост составил 8,3% в годовом выражении.
Такой позитивный тренд выглядит особенно контрастно на фоне общего состояния автомобильной промышленности: в остальных сегментах ситуация куда менее радужная.
Коммерческий транспорт: минус на минусе
Грузовой сегмент, в отличие от легкового, демонстрирует отрицательную динамику. С начала 2025 года в России произведено 49,6 тысячи грузовиков — это на 17,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Причины спада могут быть разными: от снижения спроса на коммерческую технику до проблем с поставками комплектующих и логистикой.
Особенно остро выглядит ситуация в автобусной отрасли. Выпуск автобусов полной массой свыше 5 тонн упал почти вдвое — на 40,2%. В количественном выражении это всего 3101 произведённая единица.
Двигатели внутреннего сгорания — отстают
Показатели по производству ДВС (двигателей внутреннего сгорания) также далеки от оптимистичных. Хотя точные цифры Росстат не приводит, подчёркивается: выпуск отстаёт от прошлогоднего уровня. Это может быть связано как с сокращением спроса на двигатели (например, из-за роста интереса к электротранспорту), так и с переходом предприятий на выпуск новых моделей, включая гибриды.
Новые проекты как точка роста
На фоне разнонаправленной динамики в отрасли появляются и обнадёживающие сигналы. В апреле 2025 года в Тольятти запустили производство новой модели Lada под названием Iskra. Это один из ключевых проектов "АвтоВАЗа" и, по мнению аналитиков, одна из главных надежд на восстановление внутреннего рынка.
А в Калининграде, на "Автоторе", готовятся к выводу на рынок новой линейки электромобилей. Бренд Eonyx, созданный специально под эти цели, будет ориентирован на сегмент компактных городских электрокаров. Такие модели могут занять нишу, которую в последние годы освободили ушедшие с рынка иностранные бренды.
Где проседает, а где растёт
Контраст между секторами говорит о структурных изменениях в российском автопроме. Легковые автомобили, особенно локализованные или новые модели, становятся драйверами роста. В то же время коммерческий транспорт и силовые агрегаты пока что демонстрируют уязвимость перед экономическими и технологическими вызовами.
Тем не менее, запуск новых проектов, а также адаптация производств к изменившимся условиям, могут изменить ситуацию уже во втором полугодии.
К слову
-
Россия сохраняет позиции среди крупнейших европейских производителей легковых авто, несмотря на санкционное давление.
-
Электромобили составляют менее 1% российского автопарка, но с 2023 года их продажи выросли вдвое — это первый серьёзный рост за всё время наблюдений.
-
Бренд Eonyx планирует производить до 50 тысяч электрокаров в год уже к 2026 году.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru