
Обычная лужа может стоить вам прав, денег и спокойствия: как избежать цепной реакции
На первый взгляд — случай из разряда бытовых мелочей: дождь, лужа, промокшие брюки. Но если задуматься, за брызги из-под колес в некоторых странах можно лишиться водительских прав. В Великобритании, например, обливание пешехода водой из лужи считается правонарушением и карается не только штрафом, но и приостановкой действия водительского удостоверения. А как с этим обстоят дела в России?
Когда вода — не просто вода
Представьте себе: вы идёте по тротуару, стараясь обойти лужи, и вдруг — поток грязной воды с проезжей части окатывает вас с головы до ног. Гаджет в сумке сломан, куртка испорчена, а водитель тем временем уже скрылся за поворотом. Обычная досада? Не совсем. По словам автоюриста Сергея Радько, с формальной точки зрения это вполне можно квалифицировать как дорожно-транспортное происшествие. Ведь транспортное средство причинило ущерб — хоть и не физический, но имущественный.
Вот только на практике этот вариант практически не работает. Как отмечает эксперт, ни один наряд ГИБДД по вызову на место "обливания" не приедет — слишком мелкое нарушение, слишком низкий приоритет.
Что делать пострадавшему пешеходу?
Тем не менее, шансы привлечь водителя к ответственности есть. Главное — собрать как можно больше доказательств:
-
фото и видео происшествия. Желательно зафиксировать сам момент проезда машины через лужу, обливание и уход авто с места.
-
свидетельские показания. Подойдут прохожие, случайные свидетели, а лучше — запись с камер наружного наблюдения.
-
документы, подтверждающие ущерб. Чеки на испорченную одежду, экспертиза поврежденного устройства и так далее.
С этими данными можно подать иск в суд. Правда, и тут не всё так просто. Как подчёркивает адвокат Тимур Маршани, крайне трудно доказать, что водитель действовал умышленно. А именно умысел важен для привлечения к административной ответственности по статье о мелком хулиганстве.
Где граница между небрежностью и намерением?
Сложность в том, что в России нет регламента, который определял бы, с какой скоростью следует проезжать лужи. Даже если водитель резко свернул к обочине и, как вам кажется, нарочно окатил вас водой, он может заявить в суде: "Мне нужно было экстренно затормозить". Или: "Я объезжал препятствие".
Юристы отмечают: чтобы суд встал на сторону пострадавшего, нужно доказать три вещи:
-
наличие нарушения со стороны водителя.
-
прямую связь между его действиями и причинённым ущербом.
-
факт и размер этого ущерба.
Другими словами, без весомых доказательств добиться даже компенсации за испорченную одежду будет непросто.
А если копнуть глубже?
Интересный путь — устранить не следствие, а причину. То есть, избавиться от самой лужи. По ГОСТу, дорожная яма не должна быть глубже 5 см, шире 60 см и длиннее 15 см. Если параметры превышены — это уже нарушение. А значит, можно жаловаться на бездействие дорожных служб или местной администрации, в зависимости от того, кто отвечает за участок дороги.
Что делать:
-
вызвать ГИБДД и зафиксировать параметры лужи в протоколе.
-
сделать фото- и видеосъемку.
-
подать жалобу на организацию, отвечающую за содержание дороги.
-
если жалоба осталась без реакции — обращаться в суд.
Как отмечает Сергей Радько, именно этот путь в реальности оказывается более эффективным. Вместо длительной попытки доказать злой умысел водителя, проще добиться устранения самой лужи.
Пример с британскими улицами
В Великобритании обрызгать пешехода — это не просто невежливо, а противоправно. Закон 1988 года обязывает водителей либо остановиться и пропустить пешеходов, либо проехать через лужу настолько медленно, чтобы не испачкать никого на тротуаре. Нарушение может обернуться не только штрафом, но и лишением прав.
Местные власти воспринимают подобные случаи как "демонстрацию агрессии и эгоизма". Более того, у британских пешеходов почти всегда есть шанс доказать факт правонарушения: в стране хорошо развита система видеонаблюдения, а полиция — более оперативна в таких вопросах.
Несколько неожиданных фактов
-
В Канаде подобное нарушение попадает под статью о "опасном вождении", и наказание может включать даже арест.
-
В Германии такие ситуации регулируются как нарушение правил общественного порядка. Штраф — от 60 евро.
-
В Японии водитель может быть привлечён к ответственности за "создание угрозы окружающим" — и это может сказаться на его водительской истории и стоимости страховки.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru