Дождь
Дождь
Алексей Ларин Опубликована 02.08.2025 в 21:46

Обычная лужа может стоить вам прав, денег и спокойствия: как избежать цепной реакции

Юрист Радько: обливание пешехода из-под колёс может считаться ДТП

На первый взгляд — случай из разряда бытовых мелочей: дождь, лужа, промокшие брюки. Но если задуматься, за брызги из-под колес в некоторых странах можно лишиться водительских прав. В Великобритании, например, обливание пешехода водой из лужи считается правонарушением и карается не только штрафом, но и приостановкой действия водительского удостоверения. А как с этим обстоят дела в России?

Когда вода — не просто вода

Представьте себе: вы идёте по тротуару, стараясь обойти лужи, и вдруг — поток грязной воды с проезжей части окатывает вас с головы до ног. Гаджет в сумке сломан, куртка испорчена, а водитель тем временем уже скрылся за поворотом. Обычная досада? Не совсем. По словам автоюриста Сергея Радько, с формальной точки зрения это вполне можно квалифицировать как дорожно-транспортное происшествие. Ведь транспортное средство причинило ущерб — хоть и не физический, но имущественный.

Вот только на практике этот вариант практически не работает. Как отмечает эксперт, ни один наряд ГИБДД по вызову на место "обливания" не приедет — слишком мелкое нарушение, слишком низкий приоритет.

Что делать пострадавшему пешеходу?

Тем не менее, шансы привлечь водителя к ответственности есть. Главное — собрать как можно больше доказательств:

  • фото и видео происшествия. Желательно зафиксировать сам момент проезда машины через лужу, обливание и уход авто с места.

  • свидетельские показания. Подойдут прохожие, случайные свидетели, а лучше — запись с камер наружного наблюдения.

  • документы, подтверждающие ущерб. Чеки на испорченную одежду, экспертиза поврежденного устройства и так далее.

С этими данными можно подать иск в суд. Правда, и тут не всё так просто. Как подчёркивает адвокат Тимур Маршани, крайне трудно доказать, что водитель действовал умышленно. А именно умысел важен для привлечения к административной ответственности по статье о мелком хулиганстве.

Где граница между небрежностью и намерением?

Сложность в том, что в России нет регламента, который определял бы, с какой скоростью следует проезжать лужи. Даже если водитель резко свернул к обочине и, как вам кажется, нарочно окатил вас водой, он может заявить в суде: "Мне нужно было экстренно затормозить". Или: "Я объезжал препятствие".

Юристы отмечают: чтобы суд встал на сторону пострадавшего, нужно доказать три вещи:

  1. наличие нарушения со стороны водителя.

  2. прямую связь между его действиями и причинённым ущербом.

  3. факт и размер этого ущерба.

Другими словами, без весомых доказательств добиться даже компенсации за испорченную одежду будет непросто.

А если копнуть глубже?

Интересный путь — устранить не следствие, а причину. То есть, избавиться от самой лужи. По ГОСТу, дорожная яма не должна быть глубже 5 см, шире 60 см и длиннее 15 см. Если параметры превышены — это уже нарушение. А значит, можно жаловаться на бездействие дорожных служб или местной администрации, в зависимости от того, кто отвечает за участок дороги.

Что делать:

  • вызвать ГИБДД и зафиксировать параметры лужи в протоколе.

  • сделать фото- и видеосъемку.

  • подать жалобу на организацию, отвечающую за содержание дороги.

  • если жалоба осталась без реакции — обращаться в суд.

Как отмечает Сергей Радько, именно этот путь в реальности оказывается более эффективным. Вместо длительной попытки доказать злой умысел водителя, проще добиться устранения самой лужи.

Пример с британскими улицами

В Великобритании обрызгать пешехода — это не просто невежливо, а противоправно. Закон 1988 года обязывает водителей либо остановиться и пропустить пешеходов, либо проехать через лужу настолько медленно, чтобы не испачкать никого на тротуаре. Нарушение может обернуться не только штрафом, но и лишением прав.

Местные власти воспринимают подобные случаи как "демонстрацию агрессии и эгоизма". Более того, у британских пешеходов почти всегда есть шанс доказать факт правонарушения: в стране хорошо развита система видеонаблюдения, а полиция — более оперативна в таких вопросах.

Несколько неожиданных фактов

  • В Канаде подобное нарушение попадает под статью о "опасном вождении", и наказание может включать даже арест.

  • В Германии такие ситуации регулируются как нарушение правил общественного порядка. Штраф — от 60 евро.

  • В Японии водитель может быть привлечён к ответственности за "создание угрозы окружающим" — и это может сказаться на его водительской истории и стоимости страховки.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »
Кондиционер увеличивает расход топлива на трассе — автоэксперт вчера в 6:24
Жалею, что не знал раньше: простая настройка кондиционера, после которой стёкла не потеют

Когда кондиционер лучше не включать: потери мощности и расход на трассе, риск простуды от обдува и рост затрат на фильтр и обслуживание системы.

Читать полностью »