Премьерный тестовый проезд беспилотных автомобилей в России
Премьерный тестовый проезд беспилотных автомобилей в России
Алексей Ларин Опубликована 13.06.2025 в 3:08

КамАЗ подключили к сети — спустя пару минут энергетики вызвали полицию: что оказалось внутри

В Бурятии нашли криптоферму… в КамАЗе. Да, вы не ослышались: под видом обычного грузовика скрывалась целая майнинговая станция, способная прокормить цифровой валютой небольшой посёлок. И всё это — с незаконным подключением к высоковольтной линии.

Грузовик с секретом

Случай, который больше похож на сценарий остросюжетного фильма, произошёл в Бурятии. Как сообщили в пресс-службе ПАО "Россети Сибирь" — "Бурятэнерго", специалисты компании заметили подозрительно высокое потребление электроэнергии от 10-киловольтной линии. Проверка вывела их на неожиданную находку: КамАЗ, подключённый к сети и полностью переоборудованный в мобильную криптоферму.

Когда на место прибыли энергетики и вызвали полицию.

"Двое неизвестных, предположительно, водители автомобиля, сразу скрылись на внедорожнике… внутри грузовика — 95 майнинговых устройств и трансформаторная подстанция, способная обеспечить мощностью небольшой населенный пункт", — рассказали в пресс-службе компании.

Почему КамАЗ?

Использование грузовика — это не просто прихоть. Такой подход делает майнинговую установку мобильной и труднодоступной для контроля. Кроме того, грузовик позволяет разместить необходимое оборудование, включая трансформаторную подстанцию, и выехать в любой момент при угрозе обнаружения. Это уже не просто домашний майнинг — это полевые цифровые операции.

Интересно, что по мощности ферма, спрятанная в грузовике, могла бы без труда обеспечивать электроэнергией село с населением в несколько сотен человек. Для сравнения: средняя мощность, потребляемая одним домохозяйством в России, составляет около 250 кВт·ч в месяц. Таким образом, установка в КамАЗе могла потреблять до 570 000 кВт·ч в месяц.

Лидеры "домашнего" майнинга в России

На этом фоне особенно интересен рейтинг регионов, где в 2025 году будет наиболее выгодно заниматься майнингом на бытовом уровне. По данным агентства АКРА, лидируют Республика Хакасия, Мурманская область и Башкортостан.

"Осуществлять данный вид деятельности в рамках выделенного [законодательством] лимита в 2025 году дешевле всего будет в Республике Хакасия. Суммарно за год в квартире c электроплитой ежемесячное потребление в объеме 6000 кВт·ч обойдется в 162 тысячи рублей, в доме c электроотоплением — в 157 тысяч рублей", — уточняют аналитики.

Главным фактором, влияющим на популярность майнинга в этих регионах, остаётся стоимость электроэнергии. Хакасия, например, предлагает одни из самых низких тарифов на свет, что делает её настоящим магнитом для майнеров.

Майнинг уходит в тень

История с КамАЗом подчёркивает: даже при относительно доступных тарифах в некоторых регионах, незаконный майнинг продолжает процветать. Это связано с попытками майнеров обойти ограничения по объёму потребления электроэнергии и избежать налогообложения.

Подключение к высоковольтным сетям без разрешения несёт не только финансовые потери для поставщиков электроэнергии, но и создаёт угрозу для стабильности энергосистем. В отдельных случаях такие подключения могут привести к отключению целых районов или авариям на подстанциях.

Кроме того, самодельные фермы часто не соответствуют стандартам электробезопасности. Случайные пожары, перегрев оборудования и сбои в электроснабжении — лишь часть потенциальных последствий.

Факты, которые стоит знать

  • Один современный ASIC-майнер (например, Antminer S19) потребляет в среднем около 3 250 Вт — 95 устройств могут потреблять до 300 кВт в час.

  • В США за незаконный майнинг уже заведено несколько уголовных дел: в 2023 году инженер университета в Массачусетсе использовал серверные мощности кампуса для добычи Ethereum.

  • В Китае, несмотря на запрет майнинга, до сих пор действуют подпольные фермы, которые маскируются под обычные предприятия.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »
Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »