
В июле — новые автокредиты: кого банки развернут с порога
Рынок новых автомобилей в России стоит на пороге перемен: к середине 2025 года покупатели могут столкнуться с дефицитом моделей и ощутимым ростом цен. Главные причины — исчерпание запасов у дилеров и ужесточение условий автокредитования. Но эксперты не теряют надежды на улучшение ситуации осенью.
Заканчиваются запасы — цены растут
Управляющий директор группы "Альфа-Лизинг" Максим Агаджанов, предупреждает: к июлю 2025 года дилеры почти полностью распродадут автомобили 2024 года выпуска, а сезонные скидки и специальные предложения, которые сейчас привлекают покупателей, прекратят действовать.
"К июлю можно ждать роста цен в сегменте примерно на 10-15%", — отметил он, подчеркивая, что рынок постепенно возвращается к более жёстким условиям, где скидки становятся редкостью.
В то же время коммерческий директор ГК "Альфа-Лизинг" Ольга Кириллова, добавляет, что подобный рост связан с дефицитом новых поставок, особенно китайских автомобилей, доля которых на российском рынке постоянно увеличивается. По ее словам, поставки из Китая с начала года сократились почти вдвое — с 326 тысяч машин в 2024 году до 146,8 тысяч за аналогичный период 2025-го. Это усиливает нестабильность на рынке и увеличивает риск нехватки популярных моделей уже летом.
"Пока же наблюдается дефицит свежих поставок новых моделей, преимущественно китайских брендов, что создает дополнительную нестабильность в ценообразовании и увеличивает риски нехватки популярных моделей уже летом", — заявила Кириллова.
Эксперт также напомнила, что самые выгодные моменты для покупки авто традиционно приходятся на конец весны и позднюю осень — именно тогда дилеры активно распродают накопившиеся запасы с большими скидками.
Новые правила автокредитования усложнят выбор
С 1 июля 2025 года изменятся и условия выдачи автокредитов, что сделает процесс покупки автомобиля более сложным для части покупателей. Теперь банки и микрофинансовые организации смогут предоставлять не более 20% кредитов заемщикам с долговой нагрузкой свыше 50% от дохода. К тому же, официальное подтверждение дохода станет обязательным для кредитов свыше одного миллиона рублей.
"Таким образом, для части заемщиков с высокой, но формально допустимой (менее 50%) долговой нагрузкой кредит может стать ощутимо дороже или менее доступным из-за возросших требований", — пояснил руководитель продаж сервиса "еКредит" Никита Марголин.
Он советует покупателям заранее оценить финансовую устойчивость, подготовить необходимые документы и рассмотреть действующие программы льготного автокредитования. Это поможет избежать неприятных сюрпризов при оформлении и сделает процесс более прозрачным.
Основанием для новых правил стал закон, принятый в ноябре 2024 года. Центробанк получил право регулировать выдачу автокредитов, ограничивая риски избыточной закредитованности населения.
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин поддерживает инициативу регулятора: "Безусловно, нужно это дело ограничивать, и политику ЦБ в данном случае мы поддерживаем". По его мнению, многие россияне, уже имея кредиты, продолжают накапливать долговые обязательства, что повышает риск массовых невыплат.
Спрос в июле снизится, но осенью возможен рост
Несмотря на традиционное весеннее оживление, летом покупательская активность ожидаемо снижается. Андрей Ольховский, генеральный директор ГК "Автодом", прогнозирует спад в июне и июле.
"Скорее всего, в июне и июле активность покупателей традиционно снизится. А с наступлением осени, мы надеемся, появятся положительные внешние факторы и стабилизируется национальная валюта, что даст эффект активности покупателей", — рассказал он.
Эксперты надеются, что осенью рынок сможет постепенно восстановиться. Стабилизация валютного курса и возможное смягчение монетарной политики Центробанка сделают автокредиты доступнее и вернут часть отложенного спроса.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru