тормоз
тормоз
Алексей Ларин Опубликована 10.08.2025 в 16:36

Звук, который убивает удовольствие от вождения: почему тормоза начинают визжать

Почему скрипят тормоза автомобиля — причины и способы устранения по данным автосервисов

Когда тормоза начинают скрипеть, удовольствие от вождения исчезает в один момент. Для одних это просто раздражающий звук, для других — тревожный сигнал, что в машине что-то не так. Но далеко не всегда скрип означает поломку. Иногда причина кроется в мелочах, которые можно устранить быстро и недорого.

Почему возникает скрип

Чаще всего источник неприятного звука — вибрации в момент, когда колодки прижимаются к тормозному диску или барабану. Высокая скорость вращения, неравномерный износ деталей — и вот уже ухо водителя улавливает скрип, писк или свист. Проблема может скрываться в колодках, дисках, барабанах и даже в подвеске.

Иногда виновата банальная коррозия. Если машина долго стоит без движения, на тормозных дисках появляется ржавчина. Она увеличивает амплитуду колебаний, а вместе с ними — и громкость скрипа. Бывает, что причина — неправильная установка деталей, износ подвески или даже перетянутые болты, из-за которых крепеж начинает вибрировать.

Обкатка и первые километры

Скрип часто встречается на новых автомобилях или после замены колодок и дисков. Это естественная притирка деталей, которая проходит сама собой, если соблюдать аккуратный стиль вождения. Первые 200-300 км лучше избегать резких торможений и высоких скоростей — так фрикционные поверхности притрутся равномерно.

Агрессивная езда в этот период приводит к локальному перегреву и деформации колодок и дисков. Итог — стойкий писк, от которого сложно избавиться без повторного ремонта.

Грязь, пыль и реагенты

В процессе эксплуатации тормозная система собирает на себе всё: пыль от колодок, грязь с дороги, остатки реагентов и битума. Со временем это приводит к появлению бороздок и канавок на дисках.

Решение — регулярная очистка. Минимум — промыть тормоза на мойке, максимум — использовать специальные очистители, которые удаляют налет с металлических поверхностей. Оптимально проводить такую обработку дважды в год — весной и осенью, вместе с сезонной сменой шин.

Некачественные "расходники"

Если скрип появился вскоре после ремонта, велика вероятность, что установленные колодки — подделка или дешевый аналог. Бюджетные варианты не только шумят, но и ускоренно изнашивают диски из-за большого содержания металлической стружки.

Лучший способ избежать проблемы — ставить комплект деталей от одного производителя и следить за совместимостью материалов колодок и дисков.

Естественный износ и перегрев

Качественные колодки оснащены индикаторами износа — металлическими пластинами, которые начинают скрежетать, когда фрикционный слой подошёл к концу. Но скрип может появиться и раньше, например, после резкого охлаждения разогретых тормозов — типичная ситуация зимой при проезде через глубокую лужу.

Сильно изношенные диски или барабаны не только шумят, но и могут треснуть во время торможения — это уже вопрос безопасности.

Ошибки при установке

Проблема часто возникает, если менять колодки без замены дисков. Новые детали, взаимодействуя со старыми, неровными поверхностями, начинают скрежетать.

Частично помочь могут противоскрипные пластины и смазки, которые улучшают прилегание и снижают вибрации. Иногда барабаны требуется проточить на токарном станке. Также важно следить, чтобы колодки не подклинивали, а на рабочую поверхность не попадала смазка или тормозная жидкость.

Неочевидные причины

Иногда источник скрипа кроется там, где его не ждёшь:

  • перетянутые болты крепежа,

  • износ подшипников ступицы,

  • повреждённая подвеска или рулевое управление,

  • нарушение геометрии кузова после ДТП.

Даже неподходящие колесные диски могут увеличить вибрации и привести к шуму при торможении.

Как бороться со скрипом

Радикальный вариант — замена дисков и колодок на комплект от одного производителя. Но есть и более доступные методы:

  • нарезка прорезей или формирование скосов на колодках для снижения вибраций;

  • установка балансировочных накладок и скоб;

  • обработка тыльной стороны колодок противошумными смазками.

Регулярное обслуживание, чистка и выбор качественных деталей помогут надолго забыть о скрипах и визгах при торможении.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »
Кондиционер увеличивает расход топлива на трассе — автоэксперт вчера в 6:24
Жалею, что не знал раньше: простая настройка кондиционера, после которой стёкла не потеют

Когда кондиционер лучше не включать: потери мощности и расход на трассе, риск простуды от обдува и рост затрат на фильтр и обслуживание системы.

Читать полностью »