Автоавария
Автоавария
Олег Белов Опубликована 04.10.2025 в 19:18

Беспилотники по закону: Россия первой в мире прописывает, кто будет виноват в аварии без водителя

Минтранс РФ предложил закрепить правила эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования

Российский Минтранс представил проект федерального закона, который впервые на уровне государства регулирует эксплуатацию беспилотного транспорта. Документ определяет понятия, права и обязанности участников рынка, а также распределяет ответственность в случае дорожно-транспортных происшествий.

Что предлагает законопроект

Законопроект фиксирует базовую терминологию в сфере беспилотного транспорта и устанавливает требования к четырём основным сторонам:

  • производители и разработчики;

  • владельцы транспортных средств;

  • сервисные центры;

  • операторы дистанционной поддержки.

Предусмотрены единые правила допуска беспилотных автомобилей на дороги общего пользования, регламентируется обслуживание, ремонт и операторский контроль.

Кто отвечает за ДТП

Главная новация документа — чёткое распределение ответственности при авариях:

  • изготовитель - виноват, если ДТП вызвано нарушением правил дорожного движения самим беспилотником;

  • владелец автомобиля - отвечает за нарушение руководства по эксплуатации или самовольное изменение конструкции;

  • авторизованный сервисный центр - несёт ответственность при некачественном ремонте или игнорировании обновлений ПО;

  • оператор дистанционной поддержки - отвечает только за невыполнение своих обязанностей.

Таким образом, появляется новая система правовых субъектов, заменяющая привычное понятие "водитель".

Когда закон может заработать

По информации Минтранса, итоговая версия документа пока не направлена в правительство. Однако ожидается, что законопроект будет принят в 2027 году, что позволит вывести беспилотники на дороги общего пользования уже в 2028-м.

Параллельно министерство рассматривает включение в регулирование беспилотного трамвая.

Опыт испытаний

С 2022 года в России действуют экспериментальные правовые режимы в 38 регионах. За это время накоплен значительный опыт:

  • грузовые перевозки: с июня 2023 по сентябрь 2025 года беспилотные грузовики Natcar (дочка "Камаза") перевезли 670 тыс. кубометров груза, выполнив 7850 рейсов;

  • техника Navio за тот же период перевезла 130 тыс. тонн и увеличила парк до 45 тягачей;

  • "Яндекс" с октября 2024 года возит товары по трассе М4 "Дон";

  • в апреле 2025 года движение беспилотников началось на Центральной кольцевой автодороге, в 2026-м планируется запуск на трассе М12 "Восток".

В пассажирских перевозках также проведено более 100 тыс. поездок, общий пробег превысил 23 млн км.

Сравнение: зарубежный и российский подход

Страна Особенности регулирования Статус
США Регулирование на уровне штатов Нет единой системы
Китай Жёсткий контроль, ограниченные пилотные зоны Эксперименты в городах
Россия Создание федерального закона Первый опыт в мире

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: оставить регулирование на уровне пилотных проектов.

  • Последствие: правовая неопределённость и торможение внедрения.

  • Альтернатива: федеральный закон с едиными нормами.

  • Ошибка: возложить всю ответственность на владельца.

  • Последствие: снижение интереса к технологии.

  • Альтернатива: распределение обязанностей между производителем, сервисом и оператором.

  • Ошибка: игнорировать позицию силовых структур.

  • Последствие: блокировка проектов из-за опасений по безопасности.

  • Альтернатива: согласованная модель регулирования с учётом рисков.

А что если закон задержится?

В случае переноса сроков Россия рискует замедлить развитие технологии и потерять конкурентные позиции. Однако накопленный опыт эксплуатации и готовность бизнеса свидетельствуют о том, что интерес к внедрению беспилотников будет только расти.

Плюсы и минусы проекта

Плюсы Минусы
Первое в мире федеральное регулирование Требует изменений во многих законах
Чёткое распределение ответственности Сложность внедрения административной и уголовной практики
Опора на накопленный опыт испытаний Жёсткая позиция силовых ведомств
Единые правила для бизнеса и государства Высокие затраты на инфраструктуру

FAQ

Кто будет считаться "водителем" в случае ДТП?
Законопроект вводит новые фигуры: изготовитель, владелец, сервис или оператор.

Когда появятся полностью беспилотные машины без водителя в кабине?
Планируется ввести их на дороги общего пользования с 2028 года.

Затронет ли закон пассажирский транспорт?
Да, в том числе беспилотные такси и даже трамваи.

Мифы и правда

  • Миф: беспилотники полностью снимают ответственность с людей.

  • Правда: ответственность распределяется между владельцами, сервисами и производителями.

  • Миф: Россия копирует зарубежную модель.

  • Правда: в отличие от США, Россия формирует федеральное регулирование.

  • Миф: беспилотники небезопасны.

  • Правда: по данным Минэкономразвития, они прошли более 23 млн км без критических инцидентов.

3 интересных факта

  1. Первые грузовики-беспилотники в России вышли на трассу М11 "Нева" в июне 2023 года.

  2. В экспериментах задействованы крупнейшие компании — "Магнит", Х5 Logistics, Wildberries.

  3. Россия может стать первой страной с полноценной федеральной правовой базой для беспилотников.

Исторический контекст

  • 2021: старт разработки законопроекта Минтранса.

  • 2022: запуск экспериментальных режимов в 38 регионах.

  • 2023: первый выход беспилотных грузовиков на трассу М11.

  • 2024: начало перевозок "Яндексом" на трассе М4.

  • 2025: законопроект представлен, обсуждаются поправки.

  • 2027: ожидается принятие закона.

  • 2028: массовый выход беспилотников на дороги общего пользования.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Православный мессенджер Зосима выйдет в первой половине 2026 года — Агапов 06.12.2025 в 7:57
Секретный проект раскрыт: Зосима выйдет в 2026-м и обещает стать главным духовным каналом

Православный мессенджер "Зосима" готовят к публичному запуску в 2026-м: тест уже прошли тысячи пользователей, а дальше всё решит масштабирование.

Читать полностью »
Конфликт приложений может замедлять работу гаджета — IT-эксперт Муртазин 05.12.2025 в 13:34
Когда телефон живет своей жизнью: из-за этих процессов гаджет начинает тормозить

Аналитик Эльдар Муртазин объяснил NewsInfo почему телефон может перегреваться и "тормозить".

Читать полностью »
Pokemon TCG Pocket признана лучшей игрой для iPhone — App Store Awards 2025 05.12.2025 в 13:25
Игры и приложения года раскрыты: пользователи не ожидали такого расклада от Apple

Премия App Store Awards 2025 изменила расстановку сил между крупными студиями и независимыми разработчиками, показав неожиданные приоритеты индустрии.

Читать полностью »
Модели телевизоров от Tuvio, TCL и Hisense названы лучшими до 17 тысяч рублей — Палач 05.12.2025 в 13:15
Бюджетные телевизоры поражают возможностями: не думал, что за такие деньги бывает такое

Подборка трёх доступных телевизоров до 17 тысяч рублей показывает, как бюджетный сегмент постепенно перенимает функции более дорогих моделей, сохраняя привлекательную цену.

Читать полностью »
Теневые каналы в Telegram живут в среднем семь месяцев — Лаборатория Касперского 05.12.2025 в 9:36
Лаборатория Касперского раскрыла правду: почему даже крупные теневые каналы в Telegram живут недолго

Kaspersky изучила 800+ теневых Telegram-каналов: в среднем они живут около семи месяцев. Почему блокировки усилились и куда уходят крупные сообщества?

Читать полностью »
Расширения WeTab и Infinity V+ собирали данные 4 млн пользователей — KOI Security 05.12.2025 в 8:57
Осторожно, обновление: как безобидное расширение после апдейта начало похищать ваши пароли

WeTab и Infinity V+ подозревают в скрытом сборе данных через обновления. Как работала "долгая" атака и почему пострадали миллионы пользователей?

Читать полностью »
Вредоносное ПО для Android закрепляется в системе — ТАСС 05.12.2025 в 8:23
Мошенники знают ваши слабые места: почему вы добровольно установите троян под видом YouTube Pro

Под видом "18+" и "расширенных" TikTok и YouTube пользователям подсовывают трояны. Как устроена сеть сайтов и что нашли операторы.

Читать полностью »
MacBook Air M1 признали актуальным в 2025 году — iGuides 04.12.2025 в 21:42
Этот недорогой MacBook снова все обсуждают — причина удивила даже опытных пользователей

Пользователи обсуждают, насколько старый MacBook Air M1 сохраняет актуальность на фоне падения цен и долгой поддержки macOS, и какие ограничения остаются заметными.

Читать полностью »