деньги и машина
деньги и машина
Дмитрий Сафронов Опубликована сегодня в 2:56

Скупой платит дважды, но всё равно едет: как россияне экономят на машине и не жалеют

Исследование НАФИ: 46% водителей в России экономят на обслуживании и ремонте авто

Сегодня даже опытные автомобилисты задумываются, как сократить расходы на содержание машины, не теряя при этом в безопасности и комфорте. Исследование, проведённое "Ингосстрахом" совместно с Аналитическим центром НАФИ, показало, что почти половина российских водителей ищет способы оптимизировать траты на обслуживание и ремонт транспорта.

На чём чаще всего экономят владельцы машин

Почти каждый второй автомобилист — 46% опрошенных — признался, что использует разные приёмы, чтобы уменьшить стоимость владения автомобилем. Самая популярная мера — самостоятельное выполнение мелких работ. Это практикуют 13% респондентов. Ещё 5% стараются реже посещать автомойку или ищут более дешёвые варианты обслуживания.

Среди других способов экономии — покупка запчастей напрямую без посредников, тщательное сравнение цен на услуги автосервисов и даже уменьшение частоты поездок для снижения расхода топлива. Некоторые автовладельцы экспериментируют с топливом, смешивая бензин разного октанового числа, однако эксперты предупреждают: такие методы могут привести к дорогостоящему ремонту двигателя.

Кто не готов экономить на машине

Около 10% участников опроса заявили, что принципиально не сокращают расходы на автомобиль. Как правило, это водители с доходом выше среднего, часто занимающие руководящие позиции. Для них надёжность и гарантия качества обслуживания важнее кратковременной выгоды.

Ремонт и запчасти: где ищут выгоду

Большинство водителей хотя бы раз снижали расходы на ремонт. 63% признались, что обращались не в официальный дилерский центр, а к знакомым мастерам или в гаражные сервисы. Ещё 60% заменяют расходные материалы, ориентируясь не на регламент производителя, а на фактический пробег машины. Такой подход позволяет продлить ресурс деталей, но иногда приводит к пропуску критических моментов обслуживания.

Более половины (58%) владельцев хотя бы раз самостоятельно проводили ремонтные работы. 56% предпочитают не дожидаться поломки и меняют детали заранее. Около половины автомобилистов (51%) выбирают неоригинальные запчасти — аналоги, которые стоят дешевле. И лишь 3% признаются, что откладывают ремонт на потом, если неисправность кажется незначительной.

Мужчины и женщины: разные подходы

Мужчины чаще женщин берутся за ремонт своими руками и реже следуют графику ТО. Они чаще пропускают плановые визиты в сервис и меняют масло, фильтры и тормозные колодки по пробегу, а не по рекомендациям производителя. Женщины, напротив, более склонны доверять сервисным центрам и уделяют внимание документированным процедурам обслуживания.

Сколько россияне тратят на непредвиденные поломки

Большинство водителей (73%) сталкиваются с умеренными затратами на внезапный ремонт — до 50 тысяч рублей в год. Это может быть замена аккумулятора, тормозных колодок, шин или ремонт подвески. Крупные поломки, требующие серьёзных вложений, встречаются реже, но именно они заставляют задуматься о способах финансирования.

Если поломка всё же происходит, 32% водителей ищут более дешёвые или подержанные детали, 30% оплачивают ремонт из личных накоплений, 20% откладывают ремонт и временно не пользуются машиной, а 16% занимают деньги у друзей или родственников. В крупных городах с населением от 500 тысяч до миллиона человек часть автолюбителей (около 16%) готовы оформить кредит или рассрочку на ремонт.

А что если серьёзная поломка застала врасплох?

Молодые водители от 18 до 30 лет чаще других выбирают временный отказ от эксплуатации автомобиля, если ремонт оказывается дорогостоящим. Таких оказалось 33%. В группе от 31 до 40 лет популярна стратегия поиска подержанных деталей или более доступных аналогов — её поддержали 37% опрошенных.

Для сравнения, в Европе и США владельцы автомобилей чаще пользуются страховыми программами расширенного покрытия — аналогами каско, включающими ремонт даже при мелких повреждениях. В России пока большинство предпочитает решать такие вопросы самостоятельно, избегая дополнительных страховых платежей.

Советы шаг за шагом: как реально сэкономить без риска

  1. Регулярно обслуживайте автомобиль. Пропуск ТО может привести к дорогостоящим поломкам. Лучше выполнить проверку вовремя, чем менять двигатель из-за перегрева.

  2. Проверяйте цены на детали. Сравните предложения дилеров, онлайн-магазинов и проверенных гаражных сервисов.

  3. Используйте качественные аналоги. Неоригинальные детали допустимы, если они сертифицированы и подходят под модель вашего авто.

  4. Следите за расходом топлива. Проверьте давление в шинах, чистоту фильтров и работу свечей зажигания. Это уменьшает расход бензина на 5-10%.

  5. Не откладывайте мелкие неисправности. Затянутая замена ремня или тормозных колодок может обернуться многотысячным ремонтом.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: залив дешёвое топливо сомнительного качества.
    Последствие: ускоренный износ двигателя и топливной системы.
    Альтернатива: заправка только на проверенных АЗС или использование добавок для очистки инжектора.

  • Ошибка: экономия на масле и фильтрах.
    Последствие: перегрев мотора, засорение каналов смазки.
    Альтернатива: использование фирменных расходников от надёжных брендов.

  • Ошибка: самостоятельная замена сложных элементов без опыта.
    Последствие: дополнительные поломки и потеря гарантии.
    Альтернатива: обращение к проверенным мастерам с рекомендациями.

Плюсы и минусы экономии на автомобиле

Плюсы Минусы
Снижение регулярных расходов Риск ухудшения состояния машины
Возможность изучить устройство авто Потеря гарантии при неофициальном ремонте
Гибкость в выборе запчастей Вероятность некачественного ремонта
Контроль затрат Отсутствие полной сервисной истории

Часто задаваемые вопросы

Как выбрать хорошие неоригинальные запчасти?
Покупайте только у официальных дистрибьюторов и требуйте сертификаты. Избегайте сомнительных продавцов на маркетплейсах.

Что лучше: официальный дилер или гаражный сервис?
Дилер обеспечивает гарантию и качество, но берёт больше. Гаражный мастер может предложить низкую цену, но без гарантии результата. Оптимально совмещать оба подхода в зависимости от вида работ.

Сколько стоит годовое обслуживание автомобиля?
Для иномарки среднего класса — от 25 до 70 тысяч рублей в год. Для отечественных моделей — от 10 до 30 тысяч.

Мифы и правда

  • Миф: если менять масло реже, мотор "приработается" и будет работать лучше.
    Правда: наоборот, увеличивается риск перегрева и износа.

  • Миф: все аналоги запчастей одинаково надёжны.
    Правда: качество зависит от производителя, экономия может обернуться убытком.

  • Миф: если машина новая, ТО можно пропускать.
    Правда: отсутствие обслуживания ведёт к потере гарантии и скрытым повреждениям.

3 интересных факта

• В среднем россияне тратят на содержание автомобиля до 15% своего дохода.
• Самыми дорогими в обслуживании остаются кроссоверы и премиальные седаны.
• Автомобили с газовым оборудованием позволяют экономить до 40% на топливе.

Исторический контекст

В 1990-е годы большая часть владельцев машин ремонтировала их самостоятельно или с помощью знакомых мастеров — это считалось нормой. В 2000-е появился бум официальных сервисов и дилерских центров. Сегодня автолюбители снова возвращаются к частичной самостоятельности, сочетая старый опыт с новыми технологиями: заказ деталей онлайн, мобильные механики и диагностика через приложения.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Шагапов отметил, что новые китайские автомобили выигрывают по гарантии и сервису сегодня в 10:17
Думал, возьму подержанный BMW и сэкономлю — теперь жалею о каждом рубле

Новый китайский или подержанный немецкий — что выбрать сегодня? Эксперт рассказал, какой вариант принесёт больше выгоды и спокойствия водителю.

Читать полностью »
Чемпион ERC Мико Марчик проехал 2831 км на Skoda Superb без дозаправки сегодня в 9:26
Skoda Superb установила рекорд, но главный секрет кроется не в двигателе

Skoda Superb четвёртого поколения установила мировой рекорд, преодолев почти 3 000 километров без дозаправки. Как инженерам удалось добиться такого результата — в нашем материале.

Читать полностью »
Исследование Kvdbil показало — Kia EV6 обогнала Tesla по стойкости аккумулятора сегодня в 8:27
Назван электромобиль, который пережил Tesla — неожиданное открытие года

Не Tesla, а Kia — лидер по долговечности аккумуляторов. Исследование показало, какие электромобили сохраняют заряд лучше всех и почему это важно для водителей.

Читать полностью »
Эксперт SUVNews: в Европе дизельные авто всё чаще переводят на газ сегодня в 7:28
Установил газодизельную систему: как мне удалось сэкономить на топливе до 30%

Газодизельные системы становятся всё популярнее: они совмещают экономию и экологичность без потери мощности. Разбираем, какие авто работают на газе лучше других.

Читать полностью »
Неправильный масляный фильтр ломается и деформирует двигатель сегодня в 6:54
После замены масла новый фильтр может вызвать утечку и износ мотора

Замена масляного фильтра может быть опасной, если выбрать неправильный вариант или установить его некорректно. Узнайте, как избежать проблем с мотором.

Читать полностью »
Главный инженер Chery Group Ли Вэй заявил о разработке двигателя с КПД 48% сегодня в 6:38
Chery раскрыла технологию, способную продлить жизнь двигателям внутреннего сгорания

Китай снова удивляет автопром — инженеры Chery обещают бензиновый двигатель с рекордным КПД 48%. Почему это важно и как это изменит рынок гибридов?

Читать полностью »
Масляный фильтр может лопнуть из-за неправильного масла и установки сегодня в 5:52
Секретный враг под капотом: почему даже новые фильтры могут убить мотор за считанные километры

Неправильный выбор масляного фильтра и масла может разрушить двигатель за считанные километры. Узнайте, как избежать серьёзных поломок.

Читать полностью »
Hyundai Motor Europe: новая версия Ioniq 5 получила улучшенное управление батареей сегодня в 5:16
Hyundai представила Ioniq 5 2025: изменений немного, но эффект заметен

Hyundai обновила Ioniq 5: новые комплектации, больше технологий и продуманный комфорт — как изменился один из лучших электрокроссоверов 2025 года.

Читать полностью »